Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Новогодние подарки в ТРЦ Жар-Птица
Большой разговор
Татьяна Виноградова:  «Я чувствовала – на Стрелке  есть что-то ценное»

Татьяна Виноградова: «Я чувствовала – на Стрелке есть что-то ценное»

В преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года развитие территории Стрелки стало едва ли не центральной темой, обсуждаемой в нижегородских СМИ. Одним из экспертов в этом вопросе является профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Павловна Виноградова. На прошлой неделе в Арсенале состоялась презентация её новой книги, в которой подробно описывается Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года в Нижнем Новгороде, частичка наследия которой была обнаружена на Стрелке к 120-летию выставки. «Патриоты Нижнего» встретились с Татьяной Павловной и побеседовали об этой книге, судьбе пакгаузов и фильме о Нижегородской ярмарке.

«Обращаясь к трудам деда, я должна была сделать достойную книгу»

– Татьяна Павловна, 26 января прошла презентация вашей книги «Глазами очевидца. Всероссийская промышленная и художественная выставка 1896 года». Как возникла идея её написания?

– Это длинная история. В советские годы не было принято говорить и писать о дореволюционных всероссийских выставках. И я думала: почему так? В 1896 году Россия находилась на небывалом подъёме. Менделеев писал, что через 50 лет её никто не сможет догнать и что последующие российские выставки будут всемирными по своему масштабу. Но, как мы знаем, история России сделала резкий поворот. В итоге первые публикации о XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, которую называли Великой, появились спустя долгое время – в 1996 году, когда исполнялось сто лет со дня её проведения.

– Так кто же тот самый очевидец, глазами которого вы предлагаете смотреть на Великую выставку?

– Очевидцем был мой дед – Василий Иванович Виноградов, нижегородский публицист, краевед, хороший педагог и просветитель. Это совместная работа с моим дедом. Здесь его текст с моими комментариями. Выставке он посвятил большую часть своей публицистической деятельности. Разумеется, дома были некоторые его труды. Например, иллюстрированные путеводители по Нижнему Новгороду и ярмарке.

Конец 2015 года. Татьяна Павловна вместе с активистами осматривает один из пакгаузов на Стрелке. (Фото: Надежда Щема)

Но вернёмся к выставке… О ней Виноградов начал писать, осветив приезд министра финансов России Сергея Витте летом 1893 года в нашу губернию. Тогда он сообщил ярмарочному купечеству о планируемой выставке. Вот мы сейчас говорим, что до чемпионата мира по футболу в 2018 году осталось совсем мало времени. А тогда фактически за один летний сезон 1895 года (в 1894-м ещё выбиралось место для выставки – им стал нынешний сад имени 1 Мая) был возведён выставочный город.

– Как долго шла работа над книгой?

– За книгу я взялась примерно год назад. А вообще дед ввёл меня в эту тему задолго до столетия выставки. Так получилось, что по специальности я инженер-строитель и после окончания института начала работать на кафедре строительной механики, которую почти тридцать лет возглавлял мой отец. И никакого интереса к краеведению у меня тогда не было. Он появился позже, в 1986-м, в год 150-летия со дня рождения Николая Александровича Добролюбова, с которым меня связывает отдалённое родство (Татьяна Павловна – внучка двоюродной сестры Добролюбова. – Прим. ред.). В тот год у театра драмы открывался памятник Добролюбову. Я шла мимо, когда проходил митинг по этому случаю. И среди приглашённых гостей увидела свою двоюродную сестру. Тогда я подумала: «Нехорошо как-то получается. Она там, она знает о своих корнях, а я – нет». Почувствовала что-то вроде укора. Знакомиться с трудами Добролюбова я пошла в библиотеку, где мне попался в руки поволжский литературный журнал, в котором рядом с заметкой о юбилее Добролюбова – другая, о 130-летии со дня рождения Василия Ивановича Виноградова. Это меня поразило. Как же я о нём ничего не знаю? Стала интересоваться, подготовила библиографию его работ – сорок разных изданий! И это очень много, ведь прожил он на свете всего 45 лет.

– Как же удалось «причесать» такой пласт информации и облечь его в книгу?

– Пришлось работать с колоссальным материалом. Было ощущение, что это необъятный массив, и непонятно, как вытянуть ту ниточку, с которой начался бы рассказ. Признаться, поначалу думала, что не справлюсь. Но главный редактор издательства «Кварц» Ольга Ивановна Наумова постоянно торопила меня, при этом вдохновляя на работу. Конечно, можно писать о выставке отстранённо: когда и где проходила, кто участвовал, кто из гостей приезжал, но это с оттенком формальности. Мне-то хотелось писать на основе моих размышлений, вкладывая частицу своей души. Я и в предисловии говорю, что, обращаясь к трудам деда, должна была сделать достойную книгу, без пережима, очень деликатно, и не подвести его.

«Пакгаузы надо оставить там, где они стоят»

– В конце 2015 года на Стрелке были обнаружены металлические конструкции павильонов, входивших в состав главного здания выставки 1896 года, которому в вашей книге посвящён отдельный раздел. Как получилось, что уникальные конструкции обнаружены только сегодня?

– Долгое время это была закрытая территория. Я предполагала, что на ней могут быть ценные постройки. И даже обратила на это внимание руководства управления госохраны объектов культурного наследия Нижегородской области, однако меня не услышали. Да, действительно, в книге есть раздел, посвящённый главному зданию выставки. На Стрелке сегодня стоят два его павильона, и один из них центральный. Кстати, само главное здание проектировали два архитектора, тесно связанных с нижегородской землёй: А. И. Резанов (автор проекта Троицкого собора в Дивееве) и А. С. Каминский (по его проекту построена церковь Серафима Саровского в Сарове). Так получилось, что после выставки все металлические павильоны были разобраны и разъехались по всей стране, а эти два сделали короткий путь, оказавшись на Стрелке. Их несущие металлические каркасы проектировали лучшие инженеры страны – Г. Е. Паукер и И. А. Вышнеградский. Конечно, можно сказать: «Снесите, сравняйте их с землёй!» Сравнять-то можно, но надо понимать, что ничего подобного уже построено не будет. Это ушедшая навсегда инженерная культура последней трети позапрошлого века.

Желающих подписать книгу Виноградовой на презентации было больше, чем экземпляров самой книги

– Вы профессор кафедры ЮНЕСКО, которая в своё время была одним из разработчиков концепции проекта «Ильинская слобода». В 2005 году кафедрой была начата разработка международного проекта «Сохранение и восстановление сооружений инженера Шухова в Нижегородской области», в рамках которой восстановлена многоярусная гиперболоидная башня Шухова на берегу Оки у Дзержинска. Может, кафедра возьмётся за реализацию проекта под условным названием «Стрелка»?

– Прекрасная идея. Единственной в Нижнем Новгороде кафедрой ЮНЕСКО заведует ректор ННГАСУ Андрей Александрович Лапшин – специалист по металлическим конструкциям. Разумеется, сейчас стоит вопрос, кто должен проводить экспертизу сооружений, кто должен проверить их надёжность и несущую способность. Так я уверена, что этим должен заниматься не кто-то, а специалисты нашего университета. И вы поставили правильный вопрос: не делать ли это через кафедру ЮНЕСКО. Конечно!

– Уже не первый месяц в городе проходит обсуждение проектов развития территории Стрелки. На ваш взгляд, что сейчас нужно делать с пакгаузами? Разобрать и переместить или оставить на своих местах?

– Я считаю, что пакгаузы надо оставить там, где они стоят. Мы видели разные проекты. Одни архитекторы предлагают «зачистить» все четыре пакгауза, другие – наоборот, сохранить и вписать их в парк, который можно разбить на территории Стрелки. Освободив конструкции от силикатного кирпича и шифера, выполнив светопрозрачное покрытие, мы даём возможность им дышать и жить по-новому. И тогда увидим, насколько они красивы. Ведь то, что сохранилось, свидетельство культуры металлических конструкций, ушедшей навсегда. Если бы сейчас стали строить подобный каркас, то использовали бы массивные колонны, мощный прокатный профиль. А там колонны выполнены из лёгких уголков, соединённых металлическими пластинами. Они напоминают стволы пальм, листья которых незаметно для глаза переходят в арки и фермы покрытия. Это большепролётные конструкции, имеющие особую ценность. Их можно использовать и как выставочное пространство, и как тренажёрный зал, и как оранжерею. Да как угодно!

«Глава из моей книги может стать основой фильма про ярмарку»

– Татьяна Павловна, в 2021 году Нижнему Новгороду исполняется 800 лет. В этой связи планируется снять многосерийный художественный фильм о Нижегородской ярмарке. Как вам сама идея?

– Идея замечательная. Когда услышала о планах сделать игровой фильм о ярмарке, подумала: как же интересно! Если мы говорим о том, что за четыре месяца проведения Великой Всероссийской промышленной и художественной выставки завязался огромный узел человеческого общения, то представляете, сколько пересечений сложилось за долгую историю ярмарки?

Профессор в окружении ректора ННГАСУ Андрея Лапшина и министра культуры Нижегородской области Сергея Горина

– Вы входите в рабочую группу по подготовке этого фильма. Наверняка у вас есть какие-то идеи насчёт сюжетной линии фильма…

– Когда-то во время годовой стажировки в Бельгии я видела фильм «Мишель Строгов», снятый по одноимённому роману Жюля Верна. Вы не задумывались, почему на набережной Федоровского появилась скульптура писателя с воздушным шаром? В приключенческом романе Жюля Верна столько всего накручено. Там и Сибирь, и татары, и любовь. Там есть и Нижегородская ярмарка. Царский курьер по пути в Сибирь останавливается в Нижнем Новгороде и проводит вечер на ярмарке. Она всегда притягивала людей как магнит…

В моей книге есть глава «Четыре дня с императором», где дед с точностью до минут описывает визит Николая II в наш город. В частности, он в деталях описал приём царской семьи на Нижегородской ярмарке. Советую прочитать то, что написал Василий Иванович. Это надёжная основа для фильма.

Анастасия НАЗАРОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 49 (256) 19.12.2018
Время фантастических скидок в ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512