Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
LADA&LIZA красота в наследство
Большой разговор
Александр Фёдоров:  «Чтобы получились хорошие инженеры, сначала должны появиться хорошие учителя»

Александр Фёдоров: «Чтобы получились хорошие инженеры, сначала должны появиться хорошие учителя»

В начале апреля в Нижегородском государственном педагогическом университете имени Козьмы Минина состоялись выборы ректора. На конференции работников и обучающихся 68 из 72 голосов получил действующий ректор Александр Фёдоров. «Патриоты Нижнего» побеседовали с ним о первой пятилетке, о развитии Мининского университета, молодых учителях и о том, почему педагогическим вузам не стать опорными.

Присущая рефлексивная стадия

– Александр Александрович, остаётесь ректором ещё на пять лет. Но что скажете об итогах первой пятилетки?

– За прошедшие пять лет было несколько сложных моментов, но мы обернули их себе во благо. Пятилетка началась с присоединения к НГПУ Волжского государственного инженерно-педагогического университета. И важным событием этого периода стало формирование стратегии развития организации до 2023 года, которую мы, собственно, и реализуем. Принципиально важной вещью для нас стало участие в программе модернизации высшего педагогического образования, длящейся четвёртый год. Отличие этой программы от тех, что были ранее, – формирование системы поддержки и сопровождения жизненного цикла профессии учителя: от момента входа в профессию, закрепления в профессии, зрелости в профессии и выхода из неё. Это та базовая тема, которой мы сейчас занимаемся и которая, как мы рассчитываем, получит развитие в 2018–2019 годах. Поскольку учитель – одна их трёх самых массовых общественно значимых профессий и представляет собой ту силу, находящуюся в руках государства, которая может быть проводником тех или иных идей гражданственности, патриотизма и осознанного управления результатом, к которому стремится страна.

Александр Фёдоров, Валерий Шанцев и министр образования области Сергей Наумов

– При движении вперёд важно оглядываться и оценивать проделанную работу. Как у вас обстоят дела с самокритикой?

– Мы этим занимаемся раз в месяц. Рефлексивная стадия в развитии вуза и реализации стратегии категорически обязательна. Мы не изменили своих взглядов на основные цели стратегического развития. Они формулируются в нашей миссии, и мы ничего не исключаем, наоборот, что-то добавляем. Например, к стратегии мы добавили экспорт отечественного педагогического образования. У нас есть ряд партнёров в Юго-Восточной Азии. Так, мы являемся площадкой повышения квалификации для Аньхойского педагогического университета (Китай). Вот уже третий год к нам приезжают 23 китайских преподавателя, и мы считаем, что это реальный вклад в трансляцию русской модели педагогического образования.

– Недавно Мининский университет подписал договор о сотрудничестве с Немецким культурным центром имени Гёте…

– Наш вуз является постоянным участником программы Германской академической службы обменов. Третий год у нас действует летняя школа, и многоплановый договор с Гёте-институтом – последствия этого развития. Подписание этого договора можно считать серьёзным шагом к формированию академических обменов. В ближайшем будущем к нам приедут пять преподавателей из Гёте-института, а три наших преподавателя отправятся в немецкие и польские вузы-партнёры. С подписанием соглашения у нас принципиальным образом изменится система подготовки по языку. Это даст сильный толчок к образованию интернациональных коллабораций как исследовательского, так и образовательного плана с немецкой стороны.

Студенты хотят в школу

– На Московском международном салоне образования 2017 года вы рассказывали о необходимости изменений в системе педагогического образования. По-вашему, важно исключить вход в профессию случайных людей. А как вы оцениваете сегодняшних студентов НГПУ имени Минина?

– Последние три года мы с большим удовольствием наблюдаем изменения в отношении нового поколения к учебному процессу. Традиционно причиной этого считают майские указы президента РФ 2012 года. Безусловно, важно, что власть продемонстрировала свою позицию по вопросу значимости учительского корпуса в судьбе страны и высшего педагогического образования в системе образования РФ. Но есть и другие причины, способствовавшие тому, что молодёжь пошла в школы. Раз в два месяца мы опрашиваем студентов третьих–четвёртых курсов. Так вот, последний опрос показал, что 74 процента собираются пойти работать в детские сады и школы. Но здесь важен вопрос закрепления молодых специалистов на будущих местах работы. Практика показывает, что отток пришедших в школу молодых специалистов через три годы работы составляет почти сорок процентов. Нам кажется, дело в отсутствии системы сопровождения в рамках всего цикла учительской профессии.

Отношение нового поколения к учебному процессу меняется в лучшую сторону

– С какими трудностями сталкиваются молодые педагоги?

– Я не буду ставить на первое место зарплату. На мой взгляд, главная трудность – отсутствие внятного представления о том, что с тобой будет через десять лет. Ко мне пришла бывшая выпускница, отработавшая в школе полтора года, и сказала: «Чувствую, что попала в тюрьму. И через десять, и через 20 лет вижу себя сидящей в той же школе и постепенно начинающей себя ненавидеть». При этом она хочет стать директором этой школы и уходить никуда не собирается, но молодой учитель не видит возможности роста и развития карьеры. Мы стараемся решить этот вопрос.

Другой важный момент – выход из профессии. Уход на пенсию в лучшем случае с десятью тысячами рублей представляет гигантскую проблему для всех людей, работающих на государство. У них нет возможности работать на стороне, они не занимаются бизнесом. По сути, они должны иметь статус госслужащего. Мы предложили концепцию педагогического капитала, где человек, отработавший два цикла взросления (18 плюс 18 лет) в школе, выходя в отставку, должен получить внятное пособие вне зависимости от его пенсионных накоплений. Если начать правильно его формировать, то это не нанесёт ущерб государству, а, наоборот, сделает учительскую профессию более престижной, даст возможность людям спокойно относиться к выходу в отставку и установить систему ротации.

Александр Фёдоров на международном салоне образования-2017 в Москве

– А кто-то из вышестоящих чиновников прислушивается к вашим предложениям?

– Безусловно. Последние полгода мы встречались с Министерством образования, председателем правительства РФ, где обсуждались изменения в федеральный закон «Об образовании» по системе поддержки молодых специалистов. Изменения уже в Госдуме и скоро должны стать частью этого закона. При всём этом не могу сказать, что произошёл какой-то перелом в общественном сознании, в позиции государства в этом отношении. Мне бы хотелось не просто верить, а получить точное убеждение в том, что все шаги будут пройдены и доведены до конца. Тогда мы решим два главных вопроса: что у нас ракеты будут летать, а не падать и что футболисты будут ответственно относиться к своему делу. Все огромные изменения, которые должны произойти в нашей стране, начинаются с педагогического образования.

«Конвенция поколений»

– На салоне образования вы предложили концепт «конвенция поколений», предполагающий равное соучастие учителя и ученика, где не только учитель обучает воспитанника, но и наоборот. Думаете, старшее поколение учителей готово к этому?

– Это неизбежность. Средняя продолжительность жизни в начале XIX века была 45 лет, и разница между бабушкой и внучкой была не такая, как сейчас. Оттого интересы поколений не расходились столь радикально. А изменения, случившиеся в конце XX века и в первом десятилетии XXI века – не декоративного плана. Это изменения, которые близки к вторжению в сущностные характеристики человека. Если мы не начнём разговаривать с молодым поколением на равных и не попробуем в точности понять, где лежит та тонкая грань взаимного интереса друг к другу, то мы по-прежнему будем занимать позицию ментора, которая наставляет своего воспитанника в рамках ценностей, которыми обладает только он.

– Допустим, старшее поколение не сможет отказаться от позиции ментора. Не приведёт ли это к омоложению преподавательского состава?

– Может, и приведёт. Понимаете, здесь программа обоюдоострая. Никогда нельзя сбрасывать со счетов опыт предыдущих поколений и традиционные ценности. В противном случае это будет только инновационное развитие, которое сносит всё вокруг и каждый раз пытается ликвидировать свою основу. Это недопустимо. Речь идёт о том, чтобы найти общую позицию и чтобы она стала единственно возможной.

Сначала – учитель, потом – инженер

– Недавно был опубликован список университетов-победителей второй волны конкурса опорных вузов. Мининский университет претендовал на победу, но от Нижегородской области победил НГТУ имени Р. Е. Алексеева...

– В конкурсе этого года участвовало шесть педагогических вузов страны, и ни один из них не получил поддержку. Этот сюжет был абсолютно предсказуем, потому как приоритет программы опорных вузов очевиден – он технический и оборонный. С моей точки зрения, это близорукая позиция. Оборонка, разумеется, очень важна, но чтобы получились хорошие инженеры, сначала должны появиться хорошие учителя. Я надеюсь, что эта ситуация изменится и программа, которой мы занимаемся по развитию высшего педагогического образования, получит новое, гораздо более существенное развитие в ближайшие два года.

– Накануне 150-летия со дня рождения Максима Горького нельзя не спросить о возможном переименовании вуза. Ведь когда-то университет носил имя Горького…

– А зачем это? У нас был осознанный выбор в пользу присвоения имени Козьмы Минина и, заметьте, не взамен Горькому. Это имя отвалилось гораздо раньше, по неизвестным нам причинам. Минин для нас – символ гражданственности, осознанного управления своей судьбой на благо государства, что является одним из принципиальных моментов профессионального воспитания будущих педагогов.

Анастасия НАЗАРОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 37 (294)
LADA&LIZA красота в наследство
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512