Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Сказочная жизнь в ТРЦ Жар-Птица
Культура
Две выставки в день юбилея

Две выставки в день юбилея

Две выставки, «Простые чувства» и «Николай Ильин в Нижполиграфе: 1922–1931», заработали в Арсенале 15 июля. Их открытие было приурочено к 20-летнему юбилею Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства. Поздравить с этой важной датой его коллектив пришла глава города Елизавета Солонченко. «Арсенал стал одним из брендов нашего города, – уверенно заявила мэр. – Перезагрузка Нижнего началась. За это спасибо его директору Анне Марковне Гор и всей команде. Это чувствуется и по количеству зрителей, и по тому, что они начинают глубже интересоваться современным искусством и приходить сюда с детьми, что очень важно».

«Люди приходят за простыми чувствами»

«Сегодня в Арсенале не будет сложностей, длинных текстов, замысловатых концепций. Мы постарались построить пространство, в котором живёт искусство, в котором вы можете просто гулять и ловить те ощущения, которые у вас возникают», – предупредила посетителей руководитель кураторской группы выставки «Простые чувства» Алиса Савицкая.

Кроме неё в число кураторов вошли Валентин Дьяконов (музей современного искусства «Гараж», Москва), Алексей Корси (Stella Art Foundation) и начальник отдела по связям с общественностью Арсенала Анастасия Полозова.

Необычная шахматная доска

Эта выставка является заключительной в «Трилогии о современном искусстве и локальных контекстах», она конструирует образ будущего. Осмыслению исторического прошлого Нижегородского края была посвящена выставка «Музей великих надежд», которая действовала в Арсенале в 2015 году, а художественное настоящее городской жизни раскрывала экспозиция выставки «Жизнь живых» в 2016 году.

Серия «Дураки» Александра Повзнера

– Нам кажется, что наше будущее связано с тем, чтобы научиться жить с искусством и состоять с ним в отношениях, – говорит Алиса. – Как правило, в Арсенал люди приходят за простыми чувствами, за которыми уже следуют отношения: к художнику, направлению, типу произведений. Это наш новый интерес, новая тема, которой, я надеюсь, в будущем мы будем заниматься.

Потрогай тело, выпей молока

Что представляет собой выставка «Простые чувства»? Парк с павильонами и дорожками, по которому каждый посетитель может проложить собственный маршрут. Над её структурой работали Алексей Корси и нижегородский архитектор Михаил Маслов. Начинается она инсталляцией Дзюнъитиро Исии «Аме» (в переводе с японского – «Дождь»), которая погружает зрителя в новое пространство. Затем появляется дорожка, усыпанная щебёнкой, которая в смысловом плане является главной кураторской линией, ведущей зрителей в заданном направлении. При этом они могут пойти другим путём, создав альтернативный маршрут.

Молочный бар от норвежских художников

– Нам было интересно попробовать не программировать реакции, а дать свободу выбора маршрута, действия или бездействия, размышления и интерпретации отдельных работ, – поясняет Алиса Савицкая. – В отличие от предыдущих наших проектов, где была очевидна чёткая структура, которую зритель должен был считать сам либо с помощью текстов и комментариев, здесь можно говорить про небольшие модули, которые можно опознать. Есть, например, павильон «Кухня». При этом мы не заявляем его как раздел выставки.

Интерактивную скульптуру «Тело» можно трогать

В числе представленных объектов живописи, графики, скульптуры и инсталляции из собрания РОСИЗО и частных коллекций есть работы как отечественных художников, так и зарубежных. Они перекликаются между собой и дополняют друг друга. Некоторые из них «позволяют» с собой взаимодействовать. Например, интерактивная скульптура Анны Лялиной «Тело». Посетитель выставки может прикоснуться к созданному в смешанной технике телу девушки, снимая с его поверхности пигмент и тем самым изменяя его структуру и внешний вид.

Завершает выставку ещё один необычный интерактивный объект: молочный бар от норвежских художников Ларса Кузнера и Кассиуса Фадлаби. Молоко в этой скандинавской стране является брендом, символом здоровой нации, образа жизни и развивающейся экономики. Ларс и Кассиус до этого ни разу не были в России и решили таким образом создать связь между странами. Кроме того, в молочном баре экспонируется работа норвежского художника Кристиана Крона «Оранжерея» (1925 год), который в первой трети прошлого века стал одним из героев русского авангарда, поскольку некоторое время учился, творил и жил в нашей стране.

Молочный бар в смысловом плане перекликается с серией «Дураки» Александра Повзнера, экспонируемой в начале выставки. Это небольшие фигуры, бюсты людей, то ли взрослых, то ли детей, напоминающие современные «эмоджи», стикеры. В их числе есть и скульптура ребёнка, пьющего молоко.

Парадоксы графика Ильина

Прямо за молочным баром начинается другая выставка, которая открылась под эгидой программы «Графический кабинет»: «Николай Ильин в Нижполиграфе: 1922–1931».

– Эта выставка посвящена одной из славных страниц нижегородской культуры, творчеству художника Ильина, который был создателем конструктивистских обложек, шрифтов, книжек в знаменитом «Нижполиграфе» в 1920-е и отчасти 1930-е годы. Выставка небольшая по площади, но она очень насыщенная, ёмкая и, как мне кажется, очень перспективная, потому что дизайн, и графический дизайн в частности, – это то, в чём остро нуждается современный город, – заявила директор Арсенала Анна Гор.

Выставка «Николай Ильин в Нижполиграфе»

В экспозицию выставки вошли книги из фонда Центральной городской библиотеки, кинохроника 1925 года, фотографии, а также чистовые обложки из коллекции графического дизайнера и искусствоведа Владимира Кричевского, которые достались ему в подарок от снохи Николая Ильина.

– Я нашёл её, приехал, чтобы пообщаться, а когда уезжал, она спросила: «А может быть, вы всё это заберёте?» И я всё забрал. Это был подарок судьбы, – вспоминает Владимир Григорьевич. – Сейчас я ищу родственников Александра Михайловича Сурикова, человека, который пришёл на смену Ильину в Нижполиграфе…

По словам куратора программы «Графический кабинет» Евгения Стрелкова, Ильин всегда был свободен в самовыражении, именно поэтому в экспозиции есть не только обложки в стиле конструктивизма. Например, художественную литературу он оформлял замысловатыми шрифтами.

В красные рамки кураторы заключили книги из фонда Центральной городской библиотеки.

– В библиотеке их вообще не берут, это хорошая возможность познакомить с ними нижегородцев, – говорит главный библиотекарь ЦГБ имени В. И. Ленина Анна Медведева. – Они прекрасно играют с обложками из коллекции Владимира Кричевского, даже частично их дублируя.

Анастасия ЖУКОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 44 (251) 14.11.2018
Подарки ко Дню рождения в ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512