Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Яблочный спас в торговых рядах Жар-Птица
Простые нижегородцы
Павел Сыркин: «Геройских подвигов я не совершал»

Павел Сыркин: «Геройских подвигов я не совершал»

Значительную часть того, что мы знаем из истории, мы усвоили из книг, журналов и основанных на реальных событиях фильмов. Но ярче всего запоминается всё-таки та история, которую нам рассказывают очевидцы событий – люди, которые видели всё своими глазами. Некогда ведущий конструктор ГАЗа, а позже главный конструктор Заволжского моторного завода Павел Эммануилович Сыркин в своей жизни увидел немало. Об этом красноречиво свидетельствуют медали «За оборону Ленинграда» и «За взятие Кёнигсберга». Впрочем, не только они.

Бодрость не по годам

В конце февраля этого года бывшему шофёру авиабазы военно-воздушных сил Балтийского флота Павлу Сыркину исполнилось 93, с чем редакция «Патриотов Нижнего» поздравляет ветерана. Интересно, что уволился доктор технических наук, профессор кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» НГТУ имени Алексеева совсем недавно, лишь когда ему исполнилось 90. Мало того что начинающий пенсионер сохраняет поразительную ясность ума, он ещё и ведёт активный образ жизни: сам выполняет домашние дела, учит стихи, через Интернет ведёт переписку с родственниками и друзьями, ходит на культурные встречи, где делает доклады и сообщения.

Очень точно о Павле Эммануиловиче сказала хорошо с ним знакомая координатор исторических программ нижегородского еврейского благотворительного фонда «Хэсэд Сара» Елена Деречинская: «...элегантный, вежливый, скромный ветеран с чёткой речью и безупречной дикцией».

Первый учебный год Павла Сыркина в Горьковском индустриальном институте начался 1 сентября 1939 года. В тот же день Германия вторглась в Польшу – разразилась Вторая мировая война. Отсрочки от призыва для студентов отменили, и подавляющее большинство товарищей Павла были призваны в армию. Поскольку тогда ему ещё не было 18 лет, удалось окончить первый курс и проучиться один семестр на втором. Повестка пришла примерно за полгода до начала войны, в январе 1941 года.

– Меня призвали в Балтийский флот и определили в военно-воздушные силы. В лётчики не взяли – не выдержал медицинскую проверку вестибулярного аппарата, и я попал в техническую часть, а в ней – в автороту, – вспоминает ветеран.

Шофёр на «Дороге жизни»

В задачи автороты входило материально-техническое обеспечение боевых вылетов – подвоз снарядов, горюче-смазочных материалов и других грузов. Павел Эммануилович отлично помнит бывшие и нынешние названия населённых пунктов, проходя через которые его часть то под стремительно приближающейся канонадой вместе с фронтом была вынуждена отступать, то после освобождения Тихвина в 1941 году вела наступление.

Яркий след в воспоминаниях ветерана не могла не оставить езда за баранкой газовской полуторки по «Дороге жизни» на Ладожском озере – единственной ниточке, которая связывала в зимнее время блокадный Ленинград со страной.

– Эту дорогу использовали преимущественно в ночное время. У машин была одна прикрытая козырьком фара, откуда через щель тусклый луч освещал дорогу. На случай, если машина пойдёт под лёд, ехали с открытой левой дверью, чтобы успеть выпрыгнуть. Сама дорога была помечена маленькими еле-еле освещавшими колею фонариками-грибочками. На пути стояли регулировщики, которые предупреждали о полынье или оставшейся от снаряда воронке и организовывали объезды, – рассказывает бывший фронтовой шофёр. – Потом я узнал, что там были и пункты технической помощи, и санитарные пункты, стояли зенитные батареи, тракторы для буксировки – в общем, целое большое хозяйство.

Ветерану пришлось побывать уже будучи комсоргом части и на героическом Ораниенбаумском плацдарме, который немцы не могли взять всю войну. Сейчас город на южном берегу Финского залива, где расположено это место, называется Ломоносов.

– На Ораниенбаумский плацдарм по второй «Дороге жизни» – по льду Финского залива – были переброшены 2-я ударная армия, и 9-я штурмовая авиадивизия, в состав которой входила наша часть. Именно с этого «пятачка» и со стороны Ленинградского фронта и началось снятие блокады Ленинграда, – подчеркнул Сыркин.

Во время войны Павлу Эммануиловичу довелось побывать не только шофёром авиабазы, но и в должности моториста 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи. В течение нескольких месяцев он как помощник механика занимался подготовкой истребителя Як-7Б к боевым вылетам: заправлял, ремонтировал самолёты, выполняя и другие работы.

Сталинский стипендиат с «пятой графой»

Демобилизовавшись в 1946 году, Павел Сыркин вернулся на второй курс института, стал сталинским стипендиатом. Несмотря на рекомендацию кафедры и личное ходатайство ректора вуза, в аспирантуру Сыркина брать отказались – помешала «пятая графа» в паспорте. Он был направлен на Горьковский автозавод мастером в механосборочный цех.

Несмотря на все сложности, через пять лет Павел Сыркин всё-таки займётся конструкторской работой, к которой он так тяготел. В 1955 году он возглавит группу разработчиков, которая спроектирует семейство V-образных восьмицилиндровых двигателей для легковых и грузовых автомобилей, автобусов и бронетранспортеров. В отечественном автопроме этот агрегат используется до сих пор. Например, этот двигатель устанавливается на автобусах марки ПАЗ.

Несмотря на всё, что Павел Эммануилович сделал для страны и родного края, он недоумевает, почему им так интересуются журналисты, и при встрече уверенным голосом говорит: «Хочу вас разочаровать, но геройских подвигов я не совершал». Ценность жизни, понимание её смысла и неподдельная скромность – всему этому героя нашей публикации, видимо, научили гибель товарищей, ночёвки в землянках и, чтобы ей никогда не возвращаться, война.

Михаил ШТЕЙМАН

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 31 (288) 21.08.2019
На седьмом небе от скидок с ТРЦ 7 Небо
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512