Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Покупай-подарки выбирай в ТР Жар-Птица
Большой разговор
Владимир Чикишев:  «На выходе из школы наши дети готовы побеждать»

Владимир Чикишев: «На выходе из школы наши дети готовы побеждать»

«Пиано» – не театр, «Пиано» – уникальное социальное явление. Так говорят профессиональные критики. Для зрителей «Пиано» – не театр и не явление, а особый мир с особыми жителями – актерами. Актерами, которые не имеют возможности слышать. Актерами, которые передают свои эмоции пластикой, мимикой и жестами. Жить в удивительном мире «Пиано» их учит бессменный руководитель театра Владимир Чикишев. Недавно театр вернулся с очередного фестиваля, прошедшего в Канаде. О том, как встречали маленьких актеров на соседнем континенте, о задачах, которые ставит театр перед собой и зрителями, Владимир Чикишев рассказал в интервью «Патриотам Нижнего».

«Мы получили самый важный приз»

– Владимир Николаевич, театр «Пиано» только что вернулся из Канады. Наверняка актеры снова потрясли и зрителей, и жюри фестиваля, в котором принимали участие. Расскажите о вашей поездке.

– В Канаде у театра было несколько проектов. Первым городом, где мы остановились, был Мон-Лорье (провинция Квебек). В городе всего 15 тысяч жителей, но есть большой и современный театр на 500 мест. И в этот небольшой городок приехали театры из 19 стран. Все взрослые труппы, один театр детский – наш «Пиано». Из восьми призов, заявленных на фестивале, мы получили, я считаю, самый важный – «Приз зрительской любви». Ребятам рукоплескал полный зал. На открытии фестиваля мы показали фрагмент спектакля, а все уже нас полюбили. В Оттаве у нас был совместный проект с детскими театрами Атланты (США) и Оттавы. Это театр Solo Theatre и Once Upon a Kingdom Theatre. Пять дней совместной работы, и, как итог, спектакль, один на три театра. И с ним, и с нашим спектаклем «Крылья для клоунов» мы и в Оттаве имели успех! Мы получили колоссальный опыт работы, с ребятами занимались три режиссера и хореограф – театр теней, пластика, пантомима, драматическое искусство. Подобный международный опыт – первый для ребят. При этом они жили в канадских семьях, их привозили на репетиции, потом возили по экскурсиям, мастер-классам. А ребята из американского и канадского театров были русскоязычные, и одна из важнейших задач подобных проектов – помочь детям жить, общаться, развиваться в пространстве русского языка, русской культуры, используя театр как восхитительное средство коммуникации, воспитания и образования. Что касается самой работы над постановкой, режиссеры все строили на игре, на мотивации, на удовольствии, на взаимодействии, поэтому время летело незаметно. Проект инклюзивный, американские и канадские дети были нормально слышащие. Это то, что называют творческий или социокультурный инклюзив.

Нижегородские актеры привезли из Канады Приз зрительской любви

– В Канаде вы были 18 дней, и это в учебное время. Как же ваши актеры успевают учиться в школе?

– Дети от педагогов школы получают домашние задания на всю поездку и успевают делать их в свободное время. Они пишут и учат даже в дороге, в аэропорту, в машине. При этом еще и друг другу помогают. Мы основательно готовимся к каждой поездке. Принимающая сторона нам присылает ролик о стране, куда мы собираемся, дети делают карту, прокладывают маршрут. Во время путешествия мы все записываем, фиксируем впечатления. А после поездки создаем спектакль, который называется «Урок географии». Ребята, вернувшиеся из путешествия, для младших выступают как учителя. Такая вот педагогика сотрудничества.

«Нас встретили как старых друзей»

– Год назад «Пиано» уже был в канадском Стратфорде. Запомнили ли вас там?

– Безусловно. В прошлом году мы стали лауреатами Всемирного фестиваля детских театров (AITA), прошедшего в Канаде. И зрители, которые видели «Пиано» тогда, узнали нас и в этом году, когда мы приехали в Стратфорд. Нас встретили как старых друзей, обнимали, пришли на наше выступление. Так совпало, что именно в этот отмечался Всемирный день глухих людей и мы с удовольствием сыграли спектакль на центральной площади Стратфорда. А там еще и воскресный рынок. Артисты подходят к рядам и создают этюд-пантомиму, берут воображаемое яблочко, а фермеры подыгрывают, начинают резать воображаемый хлеб, включаются в игру. И получается некий диалог, импровизированный спектакль, на который специально пришли посмотреть и местные жители, и туристы.

В поездках театр «Пиано» проводит мастер-классы и занятия с детьми

– Чем еще поразила вас Канада?

– Мы много ездим с театром, побывали во многих странах, но Канада – это другой мир в географическом, ментальном, психологическом, творческом, педагогическом смыслах. Ребятам повезло, они получили массу впечатлений. Канада – страна особой связи с живой природой. Неслучайно у них кленовый лист на национальном флаге. Белки свободно живут в городских пространствах, вдоль дорог часто можно увидеть пасущихся оленей, много красивых озер и национальных парков. Это страна доброжелательных, очень спокойных, открытых и при этом активных людей.

В этом году отмечается 150-летие Канады. В Оттаве мы смогли посмотреть уникальное медийное шоу про историю страны, проецируемое прямо на здание парламента. В один из вечеров мы поехали на Ниагарский водопад, смотреть на этот потрясающий красиво подсвеченный пейзаж ночью и встретили там группу американцев, активно разговаривающих на жестовом языке. Языки жестов в разных странах отличаются, но дети быстро договариваются. И вот наши рассказывают про театр и потом показывают видеоролик о путешествиях театра. Американцы настолько потрясены, что меняются в лице и жмут руки ребятам, повторяя «Браво!». Вроде бы простое общение, но так и бывает: люди встречаются, общаются, договариваются, взаимодействуют. И это точно история с продолжением. Люди творят события.

«Театр там, где зрители волнуются»

– Отличные впечатления, тем более такая важная для вас награда – «Приз зрительской любви». Получается, что вы довольны итогами работы театра в поездке?

– Оказывается, театр – это не только возможность импровизировать, жить в мире своей фантазии, сочинять свою модель жизни, свою композицию. Но это еще и потрясающий способ путешествовать по миру в своей «Зеленой карете» и возвращаться домой немного другим, может быть, чуть взрослее или внимательнее, может, интеллигентнее… другим. Каждая поездка дает новый уровень осмысления, понимания участия в мире людей на уровне взаимодействия. И не будем забывать, что творческий человек – мастер, он знает, что где-то рядом есть признание. Он старается взволновать людей. Театр едет туда, где волнуются. Ему нужно увидеть смысл, менять точку зрения, накопить опыт и вернуться домой обогащенным. Этой цели мы достигли. Но! По большому счету я занимаюсь не просто театром. Театр – игра, инструмент воспитания. Как известно, этика и эстетика взаимосвязаны, и театральная педагогика предлагает особые возможности для раскрытия индивидуальности, для становления личности. Здесь особым образом бережется и развивается эстетическое «чутье» прекрасного и гармонии через движение, танец, ритм, импровизацию, авторское высказывание каждого актера и всего ансамбля. В наших поездках, находясь 24 часа с детьми, мы неизбежно возвращаемся к базовым навыкам социализации. Например, «спасибо» – как этическая и эстетическая категория, как потребность благодарить человека, благодарить небо, мир. И это своеобразный знак доверия к этому миру, связующий знак, часто превращенный в формальный ритуал, лишенный эмоциональной составляющей. Наши дети, например, вставая из-за стола, благодарят хозяев за вкусный обед, аплодируя, очень эмоционально выговаривая «Bravo!», «Merci!», «Thank you!», «Danke!», «Спасибо!». Это маленький театр, игра, очень короткий спектакль, это возможность воздействовать на пространство, взволновать. Сделать это с удовольствием и тут же обнаружить улыбки на лицах, получить в ответ радость и благодарность. Небольшое усилие, и мир откликается. Не это ли важнейший закон, который должны усвоить дети? Мир добр и готов к диалогу. И дети учатся диалогу через театр, через игру. Можно и так сказать: через культуру усилий – к эффективной социализации. Они не просто хотят жить и быть любимыми, они хотят участвовать в жизни, действовать, управлять пространством, как это происходит в театре, когда они бесстрашно выходят к тысячному залу и творят чудо, вызывая и улыбки, и смех, и слезы, не жалости, уверяю вас, – слезы радости и счастья.

«Театру не нужно доказывать, что он нужен. Он нужен!»

– Получается, что ваш театр воспитывает и актеров, и зрителей одновременно?

– Так и есть! Древние греки придумали театр как лекарство для города. Театр нужен городу для того, чтобы он стал лучше, добрее, сильнее!

Самый главный театральный продукт театра, в котором играют дети, результат работы театральных педагогов, это, конечно, не спектакль, но сами дети! Зрители, видя детей на сцене, неизбежно проецируют взгляд в будущее, понимая или чувствуя, что эти маленькие артисты через 10–15 лет будут совсем взрослыми и именно они будут формировать общество будущего. Какое оно будет? Каких людей в нем будет больше? Всех эти вопросы волнуют. Какой будет креативный ресурс? Будут ли фонари на улицах гореть или на Марс полетим? Конечно, полетим! Но тревоги есть. И так хочется увидеть в наших детях, и особенно в тех, которые выходят на сцену, свободных, талантливых, контактных, добрых, готовых поддерживать и помогать, лидеров, способных притягивать, волновать, «летающих» детей. С правом на ошибку и ее исправление. Тем более если это дети с особенностями в развитии. И, несмотря на физические ограничения, у них есть многое для того, чтобы активно включиться в жизнь и научиться «догонять» свои мечты.

Вспомните Сочи, Паралимпиаду. Паралимпийцы взорвали мир! Они взволновали сознание той многомиллионной здоровой части аудитории, приникшей к телеэкранам, и это здорово!

На Земле всего четыре процента людей с ограниченными возможностями, но эти четыре процента очень нужны 96 процентам здоровых. И театр «Пиано», оставаясь уникальным, уже 32 года достойно выполняет свою миссию – быть лекарством для города, для страны, для мира. Это не пафосно, это просто работа – дарить радость. И театр как искусство диалога учит главному – воспринимать себя активной и уникальной клеточкой этой живой общей планеты, быть счастливым и самому творить это счастье! Самому, но вместе!

Марина АНТОНЕНКО

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№45 (201) 15.11.2017
День рождения Фантастики
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512