Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Покупай-подарки выбирай в ТР Жар-Птица
Культура
Антон Долин: «Региональное кино находится не в лучшем положении»

Антон Долин: «Региональное кино находится не в лучшем положении»

Нижний Новгород принял фестиваль документального кино о новой культуре Beat Weekend (16+). Одно из мероприятий фестиваля состоялось при участии главреда журнала «Искусство кино», кинообозревателя телешоу «Вечерний Ургант» Антона Долина. Упустить возможность пообщаться с мэтром отечественной кинокритики было бы непростительно, если не сказать неприлично.

«Документалистике нужны кураторы»

– Антон Владимирович, вы завсегдатай крупных международных кинофестивалей. Чем привлек фестиваль Beat Weekend?

– Во-первых, его делают мои друзья: Кирилл Сорокин и Алена Бочарова – очень хорошие ребята. Мне нравится, что они сделали с Beat Weekend, который начинался все же как фестиваль документальных фильмов про музыку. А сейчас в рамках него показывают фильмы о культуре, цивилизации и развитии общества. Понятно, что авторскому кино необходима какая-то информационная, лекционная и комментаторская поддержка. И если говорить о документалистике, то она без этого вообще не живет. Ей необходимы в широком смысле кураторы. Я не куратор, а комментатор. Меня позвали, и я с удовольствием согласился.

– Давайте остановимся на поддержке документального кино. Как считаете, каким образом ему можно помочь?

– Есть огромное количество способов поддержки документалистики. Сегодня есть множество онлайн-кинотеатров, показывающих именно документальное кино, и посмотреть его можно за символическую плату, а то и вовсе бесплатно. Потом, в России существуют кинотеатры (и их не так уж мало), которые редко, но показывают документальные фильмы. Как их поддержать? Да просто прийти в кинотеатр. Не скачать из Интернета, а купить билет и посмотреть. Уверяю, большей поддержки авторам не требуется.

«Документальное кино – это просто кино»

– Объясните любителям игрового кино, зачем надо смотреть кино документальное?

– За тем же, зачем смотреть недокументальное кино. Зачем люди читают книги, ходят на выставки? Чтобы узнать, как устроен мир и как устроены они сами. Мы знаем, что в любом художественном фильме есть элементы документального, все берется из жизни, из реальности. И наоборот, в любом документальном есть элементы авторского замысла. Поэтому, смотря такое кино, мы смотрим на самих себя. Взять хотя бы один из моих самых любимых фильмов – монтажный документальный фильм из хроники «События» Сергея Лозницы. Нам показывают три дня в Петербурге, когда в стране происходил путч. Мы знаем, что тогда было в Москве: военная техника, трое погибших, люди готовились к войне. В Петербурге ждали чего-то подобного, но ничего не было. И мы это прекрасно знаем, а саспенс (состояние тревоги. – Прим. ред.) есть все равно, потому что люди на экране – настоящие, они чего-то ждут. Это ведь интересно посмотреть, правда? Не менее интересно, чем любую другую вымышленную историю. Просто надо перестать делать это различие. Документальное кино – это просто кино. Там тоже есть герой, сюжет, интрига… Там тоже есть сюрпризы!

– Но вы же не станете отрицать разницу в общественном положении? Любителей художественного кино в разы больше, чем любителей документалистики.

– Конечно, разница есть, и она колоссальная! Документальное кино живет в специфическом гетто, из которого выбираться долго и трудно. Тем не менее есть явления, которые помогают ему выбираться. Есть телевидение, меняющееся в последние годы, кабельное ТВ, позволяющее снимать упоительно интересные документальные проекты. Вообще изначально документалистика во многих вещах, не будучи рассчитана на коммерческий успех, более свободная, чем игровое кино. Во многом, но не во всем. Потом, документальные фильмы стали чаще выходить в прокат, они побеждают на международных кинофестивалях. А вообще давайте не забывать о том факте, что кино – дико молодое искусство. Когда люди говорят, что оно уже умирает или состарилось, это смехотворно. Оно только родилось! Ему сто с небольшим лет. Сравните с живописью, архитектурой, литературой, музыкой, которым уже тысячелетия.

«Специфика моей работы довольно попсовая»

– На ваш взгляд, в каком положении сегодня находится региональный кинематограф? Может, слышали что-нибудь о нижегородских режиссерах?

– Категорически ничего не слышал о нижегородских кинематографах. Но специфика моей работы довольно попсовая. Она заключается в том, что я смотрю и рецензирую те фильмы, которые либо становятся событийными за счет того, что попадают на фестивали и премии, либо выходят в прокат. Региональные фильмы… Я могу вспомнить всем известных екатеринбургских режиссеров Алексея Федорченко и Валерия Сигарева, чьи фильмы выходят в общероссийский прокат. Однажды выходил якутский фильм. Из чего можно сделать простой вывод – региональное кино сегодня наверняка существует, но явно находится не в самом лучшем положении. Понимаете, региональное кино – это кино, сделанное региональными силами на региональные деньги, кто бы их ни давал, и являющееся специфическим по той или иной причине для региона. Причем не обязательно с точки зрения сюжета. А, например, вся съемочная группа из города, где делается это кино. Так делается кино в Якутии, но там очень мощный кинорегион. К тому же он еще и синефильский.

Анастасия НАЗАРОВА

Анастасия ЖУКОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№45 (201) 15.11.2017
День рождения Фантастики
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512