Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Покупай-подарки выбирай в ТР Жар-Птица
Добрая воля
Ресурсная инклюзия

Ресурсная инклюзия

Привлечь внимание местного и школьного сообщества к проблемам изоляции детей с инвалидностью и повысить уровень инклюзивной культуры у родителей, детей и педагогов – такую задачу ставят организаторы федерального социального проекта «На урок – вместе», инициированного компанией IKEA Centres Russia и региональной общественной организацией людей с инвалидностью «Перспектива» (Москва). В числе участников проекта оказались пять нижегородских школ, первая ресурсная комната была открыта в школе № 134 Приокского района.

Усталость от уроков снимает батут

Несколько парт, рассчитанных на детей разного роста, две зоны для индивидуальной работы, отделенные специальными ширмами от общего пространства комнаты, палатка с игрушками, мини-батут и маты, предназначенные для психологической разгрузки, в шкафах – методические пособия для преподавателя – так выглядит ресурсная комната, расположившаяся на первом этаже школы № 134. Она открыла двери в декабре прошлого года, и здесь под руководством педагога-психолога Евгении Буяновой начали заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с расстройствами аутистического спектра. В новом учебном году педагогическую эстафету приняла Ксения Родионова.

Среди ее подопечных – четвероклассник с расстройствами аутистического спектра. Педагоги отметили, что после появления ресурсной комнаты ребенок с большим энтузиазмом ходит в школу, очень доволен тем, что у него появилась возможность психологической разгрузки. Когда на уроке мальчик устает, выручает батут!

Здесь же, в ресурсной комнате, девочка с диагнозом детский церебральный паралич занимается по развитию мелкой моторики рук. А специальная парта, предназначенная для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (она позволяет равномерно распределять нагрузку на позвоночник), помогала одному из старшеклассников учиться в более комфортных условиях.

В новом учебном году ресурсная комната задействована еще активнее.

– Она в первую очередь направлена на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, но обычные дети тоже могут ее использовать, потому что у них тоже возникает необходимость в определенной разгрузке, – отмечает исполняющий обязанности директора школы Андрей Мозгалев.

Родители предложили новую модель

Ресурсная комната – это место для занятий по индивидуальному образовательному маршруту ребенка и для отдыха. Кроме того, к руководству школы № 134 обратилась группа родителей, имеющих детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Создана новая образовательная модель – ресурсный класс.

– Дети ресурсного класса прикреплены к обычным первым классам, но учатся по индивидуальному образовательному маршруту, – объясняет Андрей Мозгалев. – С ними проводятся как индивидуальные, так и групповые занятия. Сейчас идет процесс адаптации детей с расстройствами аутистического спектра к школе, к урокам. Для них даже просто прийти в школу – уже целое событие. В дальнейшем по предложениям работающих с ними специалистов планируется вовлекать детей в образовательный процесс обычных классов, сначала на отдельные предметы, такие как физкультура, изобразительное искусство, а потом, если будут достигнуты соответствующие результаты, эти дети смогут продолжить обучение в обычном классе по всем предметам.

Правда, говорить о последнем еще рано, считают в школе, делающей первые шаги в новой для себя работе. На этом пути много проблем и сложностей, справиться с которыми помогают как департамент образования, так и сами родители, заинтересованные, чтобы все получилось.

– Каждый день созваниваемся с родителями, я им говорю, что мы делали на уроке, они высказывают свои пожелания, и исходя из их пожеланий и своего опыта мы строим следующие уроки, – рассказывает педагог-психолог Ксения Родионова. – Может быть, постороннему человеку не всегда видно, как особенный ребенок радуется, когда ты приходишь в класс, или когда он хочет пообщаться, но, проведя со своими первоклашками полтора месяца, могу сказать, что дети действительно отвечают взаимностью.

Особенные дети способны к обучению

Для учителя ресурсного класса – молодого педагога, ранее работавшего в коррекционной школе, это тоже первый подобный опыт. Пришлось, к примеру, учиться строить урок с учетом программы для начальных классов, исходя из норм общеобразовательной школы.

– Хочется доказать и себе самой, и обществу тоже, что сейчас нет необучаемых детей, – объясняет Ксения Родионова свое желание участвовать в пилотном проекте. – Раньше считали, что они не способны учиться в школе и находиться в обществе. Моя цель – убедить людей, что особенные дети такие же, как и все остальные.

По официальным данным ВОЗ, 1 из 68 детей имеет нарушение развития, которое попадает в аутистический спектр, а по неофициальным этот показатель еще выше – 1 из 46! В последнее время набирают обороты инициативы по внедрению в общество инклюзии. Один из таких проектов «На урок – вместе» реализуется в девяти регионах России (Московской области, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе, Ростове-на-Дону и Екатеринбурге). В Нижнем проект реализуется при поддержке департамента образования администрации города и НРООПДиМ «Верас».

Нина ШУМИЛОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№46 (202) 22.11.2017
День рождения Фантастики
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512