Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Покупай-подарки выбирай в ТР Жар-Птица
Тема номера
Судостроение – в особой зоне

Судостроение – в особой зоне

Старинный волжский город Нижний Новгород издавна славился как крупный центр торговли, судостроения, судоходства и судоремонта. Деревянное судостроение в средние века процветало в Балахне, а уже в начале XX века областной центр и Бор стали лидерами этой отрасли. Сегодня судостроение в регионе, очевидно, переживает не самые простые времена. Экономический кризис серьезно отразился на деятельности многих профильных предприятий. Вместе с тем власти региона планируют в ближайшее время вывести отрасль на новый уровень.

Никитин видит кластер

Временно исполняющий обязанности губернатора Нижегородской области Глеб Никитин предложил создать в регионе особую экономическую зону для предприятий судостроения. Об этом сообщает пресс-служба губернатора и нижегородского правительства. Глава региона сделал свое заявление 23 октября на торжественной церемонии спуска на воду танкера проекта RST27M на заводе «Красное Сормово». Это танкер-химовоз «Балт Флот 18».

Также Глеб Никитин обсудил перспективы развития судостроительной отрасли в Нижегородской области с президентом АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) Алексеем Рахмановым, который принял участие в церемонии спуска на воду танкера-химовоза. По словам главы региона, в области уже сложился хороший судостроительный кластер. Он напомнил, что высококачественное производство постоянно совершенствуется, будут создаваться и новые рабочие места.

– Программа развития ОСК предполагает увеличение выпуска как готовой продукции, так и компонентов, – отметил врио губернатора. – Вопрос в том, где будут размещаться эти производства. Приложу все силы, чтобы они располагались в Нижегородской области.

Танкер-химовоз «Балт Флот 18». Фото предоставлено пресс-службой предприятия «Красное Сормово»

Особая экономическая зона предполагает льготы, рассчитанные на создание в регионе новых предприятий, связанных с судостроением и судоремонтом.

Алексей Рахманов поблагодарил всех и подчеркнул, что без программы развития гражданского флота «река–море», инициатором которой выступил минпромторг, «не было бы и этого красавца-химовоза».

«Я благодарю каждого из собравшихся за тот вклад, который вы сделали в развитие завода “Красное Сормово”, – сказал президент ОСК. – Мне бы хотелось, чтобы такой праздник, как спуск нового судна на воду, проходил каждый месяц. Давайте над этим вместе работать».

Директор завода «Красное Сормово» Николай Жарков, в свою очередь, отметил, что верфь строит танкеры-химовозы с применением самых современных технологий, которые используются в мировом судостроении. Суда нового проекта отвечают всем требованиям квалификационных обществ и международных конвенций к перевозке грузов.

«В этом году мы сдали заказчикам пять танкеров, – цитирует Жаркова сайт предприятия. – Сегодня спустили на воду еще один и обязуемся завершить его строительство до конца года. Так что идем, как всегда, точно по графику. Также мы заложили пассажирский теплоход проекта PV300 и сухогруз нового проекта RSD59. У завода много работы, планов, и он открыт новым заказам».

«Балт Флот 18» стал 26-м по счету судном в линейке проекта RST27 и третьим из пяти судов проекта RST27М, которые завод обязуется построить и передать заказчику в 2017–2018 годах. «Балт Флот 18» войдет в строй после прохождения швартовных и ходовых испытаний в конце 2017 года. Танкеры-химовозы нового проекта RST27M – это суда модернизированного проекта RST27. Их заказчиком выступает Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК). В сравнении с RST27 грузоподъемность танкеров-химовозов нового проекта увеличена более чем на 800 тонн, в шести танках есть возможность перевозить до трех сортов грузов одним рейсом: нефть и нефтепродукты, а также вредные жидкие вещества наливом.

От Бора до Навашина

По информации министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области, нижегородские судостроители в 2017 году показали хорошие результаты. Уникальные водолазные катера, аналогов которым в России нет, построили на заводе «Нижегородский Теплоход» на Бору минувшим летом. В частности, два рейдовых водолазных катера РВК-1239 и РВК-1261 проекта 23040 успешно прошли ходовые испытания и переданы Тихоокеанскому флоту.

По словам директора по производству «Нижегородского Теплохода» Сергея Гречишникова, «уникальность этих катеров заключается в том, что судно имеет барокомплекс, может производить лечебные процедуры для водолазов. Кроме того, катера обеспечивают возможность погружения водолазов на глубину до 60 метров. Также имеется робот – управляемый подводный аппарат».

Спуск на воду танкера «Балт Флот 18». Фото предоставлено пресс-службой предприятия «Красное Сормово»

Отмечается, что по сравнению с предыдущим поколением водолазные катера проекта 23040 получили дополнительные функции и оборудование, которые позволяют выполнять не только стандартные водолазные операции на глубинах до 60 метров при волнении моря до трех баллов, но и обследовательские работы с помощью специального оборудования.

Другое знаковое предприятие Нижегородской области – АО «Окская судоверфь» (г. Навашино) в июле текущего года спустило на воду уникальное многофункциональное морское водолазное судно-катамаран «Игорь Ильин» проекта SDS18. Об этом сообщается на сайте предприятия.

Судно-катамаран «Игорь Ильин» проекта SDS18 предназначено для обеспечения водолазных и подводно-технических работ на глубинах до 60 м при волнении моря до трех баллов. Может участвовать в аварийно-спасательных и судоподъемных операциях, а также использоваться для размещения и обеспечения работы научно-исследовательских партий, обследования дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов и гидротехнических сооружений.

Также предприятие досрочно завершило программу 2017 года по изготовлению корпусов и деталей самоходного понтона ПСТ-1 для ОАО «41 Центральный завод железнодорожной техники». Всего заказчику было поставлено 50 комплектов деталей из листового металлопроката и 70 корпусов. В настоящее время Окская судоверфь уже приступила к выполнению работ по изготовлению и поставке корпусов и деталей, запланированных на 2018 год. Всего по контракту, заключенному в 2016 году, компания должна поставить в следующем году заказчику 50 комплектов деталей и 93 корпуса самоходного понтона ПСТ-1.

– Создание особой экономической зоны в Нижегородской области можно только приветствовать, – говорит декан факультета кораблестроения, гидротехники и защиты окружающей среды Волжского государственного университета водного транспорта Андрей Иванов. – Перспектива для этого в регионе есть. Нижний, Бор, Навашино, Чкаловск – там сосредоточены основные производства. По количеству судостроительных предприятий в стране с нами может соревноваться только Санкт-Петербург. Судостроение – один из главных локомотивов экономики нашей области. Между тем по нашим рекам в основном плавают старые суда, средний возраст которых приближается к 50 годам.

По городу – по реке?

Городские речные перевозки – еще одна тема, которая неоднократно обсуждалась в Нижнем Новгороде. Если предложение врио губернатора о создании особой экономической зоны для судостроения воплотится в жизнь, то вернуться к данной теме вполне реально.

– Можно возродить маршруты: с Мещеры на Нижневолжскую набережную, к катеру «Герой», с Автозавода – вниз по Волге, – рассуждает Андрей Иванов. – Для этого нужны небольшие современные скоростные суда. Речные перевозки удобны тем, что там нет пробок, хорошая экология плюс комфорт перемещения.

Судно-катамаран «Игорь Ильин». Фото с сайта www.osy.ru

Напомним, что в 2014 году в областном центре уже ходили специальные «речные трамвайчики» – небольшие суда курсировали из микрорайона «Юг» в Автозаводском районе до речного вокзала с мая по август. В 2016 году по данному маршруту также ходили небольшие туристические суда. Создание внутригородских речных маршрутов по-прежнему актуально, данный вопрос находится в ведении администрации Нижнего Новгорода.

По словам специалистов, чтобы данный вид транспорта запустить в областном центре на постоянной основе, необходимо выполнить целый ряд мероприятий. В частности, провести работы по берегоукреплению, оборудовать современные причалы, организовать логистику. Часть данных работ в настоящее время продолжается на Нижневолжской набережной в рамках благоустройства данной территории.

Сергей БИШЛЕТОВ

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№45 (201) 15.11.2017
День рождения Фантастики
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512