Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
История одной улицы
Площадь и революция

Площадь и революция

Сто лет назад, 5 ноября 1917 года, Владимир Ленин настоял на принятии резолюции о вооруженном восстании на конспиративном заседании ЦК РСДРП(б). Революция перевернула ход истории. О ней пишут книги и снимают кино, о ней говорят, о ней помнят. Она запечатлена в названиях улиц и площадей, наверное, в каждом городе. «Патриоты Нижнего» решили рассказать про площадь Революции, с которой начинается знакомство со столицей Приволжья ее гостей, прибывших на поездах.

В 1840-х – шоссе и пустырь

По словам краеведа Николая Морохина, изначально площадь называлась Вокзальной, затем была переименована в Челюскинцев и уже после 1930-х годов названа в честь Революции. Она образовалась более 150 лет назад. Ее существование тесно связано с возникновением вокзала. Он был построен в Кунавинской слободе в 1861–1862 годах и открыт 1 августа 1862 года, когда начала действовать Московско-Нижегородская железная дорога.

Дом-коммуна железнодорожников

Николай Морохин рассказал, что до того, как появился вокзал, а следовательно, и площадь, на этой территории были шоссе и пустырь.

– В 1840 году в наш город из Москвы построили шоссе из булыжника, – поясняет эксперт. – Последние 70 километров его строили по азимуту через болота, пески, в самых ужасных условиях, где никто не жил. Эта дорога имела один излом при входе в город: это место, где сейчас находятся бывший кинотеатр «Москва» и торговый центр. Вокзал был привязан к той точке, где шоссе подходило к Оке: железная дорога как бы упиралась в него. Человек ехал по нему и въезжал прямо на набережную к границе ярмарки. Эти земли тогда принадлежали Балахнинскому уезду.

Реконструирован и переименован

Как отметили в службе корпоративных коммуникаций ГЖД – филиала ОАО «РЖД», первое здание вокзала возводилось по типовому проекту вокзалов для губернского города (вокзал второго класса). Оно было построено в характерном для железных дорог XIX века тоновском стиле: он был связан с именем архитектора Константина Тона, который проектировал первые вокзалы Петербурга и Москвы.

Царский павильон является объектом культурного наследия регионального значения

Современное здание вокзала было построено в 1965 году, спро​ектировал его архитектор Михаил Готлиб. Его фасад был выполнен в четком монументальном стиле по примеру московского Дворца съездов. С 2002 года началась его модернизация. Всего в состав вокзального комплекса входят пять зданий общей площадью 12 149 квадратных метров. В 2018 году планируется завершить реконструкцию вокзала по проекту, разработанному специалистами института Нижегороджелдорпроект, которая стартовала в июне 2017 года. Кстати говоря, некоторые до сих пор величают вокзал Московским, однако в 2010 году он был переименован в «Нижний Новгород».

Три века

История железнодорожного вокзала тесно связана с революцией. Согласно данным, опубликованным в справочнике «Улицы города Горького» 1972 года, на площади и в старом вокзале бывал Владимир Ленин во время своих приездов в Нижний Новгород. 7 ноября 1901 года перед зданием вокзала прошла демонстрация, связанная с проводами Алексея Максимовича Горького, высылаемого царскими властями из родного города.

Необычные часы на одном из зданий вокзала Нижний Новгород

В декабре 1905 года на площади развернулись бои канавинских рабочих с «черной сотней». Отсюда нижегородский пролетариат провожал в Петербург своих депутатов во II Государственную думу.

Рядом со зданием вокзала находится Царский павильон (объект культурного наследия регионального значения), построенный по инициативе ярмарочного купечества в 1894 году по проекту московского архитектора Дмитрия Чичагова напротив того места, где останавливался первый вагон поезда. Как сообщается в книге «785 вопросов и ответов. Нижний Новгород» (издательство «Кварц», 2008), в 1896 и 1913 годах там встречали Николая II с супругой. После революции в нем находился штаб Красной гвардии, потом здесь размещался комитет партии большевиков рабочего района Канавино, в послевоенные годы – железнодорожные кассы. В 2005 году в нем была завершена реставрация. Сейчас в этом здании, кардинально отличающемся архитектурой от соседних, встречают официальные делегации Горьковской железной дороги.

ТЦ «Республика» появился на площади в 2004 году

ще один интересный объект на площади Революции – дом-коммуна железнодорожников в стиле конструктивизма (площадь Революции, 4). Он был построен с 1929 по 1934 год. Нижегородцами он был прозван «утюгом» за внешнее сходство с этим предметом. Сейчас в нем находится множество контор, часть его является жилой.

Самое современное строение на площади – здание торгового центра «Республика» (площадь Революции, 9), который появился там в 2004 году. Его проект был разработан при участии миланских и нижегородских архитекторов. ЦУМ, который находится рядом с ним, зарегистрирован по адресу: улица Героя Фильченкова, 10.

Несмотря на то что ЦУМ находится рядом с «Республикой», его адрес: улица Героя Фильченкова, 10

Площадь Революции – точка города, где встречаются три эпохи, ведь там стена к стене находятся здания XIX–XXI веков. Наверное, в этом и есть специфика данного места.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№46 (202) 22.11.2017
День рождения Фантастики
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512