Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Щедрые подарки в ТРЦ Жар-Птица
Культура
Маша Лутошкина: «Мне интересен балаганный театр»

Маша Лутошкина: «Мне интересен балаганный театр»

Она похожа одновременно на Дон Кихота, на Данко и на маленькую девочку на шаре работы Пабло Пикассо. Такая хрупкая и одновременно сильная, идущая за своей целью, несущая людям свет. Машу Лутошкину, хореографа, танцовщицу, преподавателя театрального училища, можно назвать, пожалуй, одним из самых неординарных явлений культурной жизни нашего города. О ее необычных спектаклях говорят и ждут новых премьер. «Патриоты Нижнего» побеседовали с Машей и узнали, почему неоклассика становится популярным направлением хореографии.

«Ушла “в никуда” из театра оперы и балета»

– Вы ушли из театра оперы и балета, где были в балетной труппе. Почему решились на такой шаг?

– Я работала там в течение пяти лет, за все это время приезжал только один раз хореограф, который поставил спектакль «Лики любви, или Казанова», и всё. Сначала свои спектакли создавал Виталий Бутримович, проработавший в театре 13 лет. Однако с приходом нового худрука хореографы в Нижний приезжать перестали, интересных премьерных спектаклей не ставилось. Поэтому я ушла «в никуда». Около двух лет я искала свой коллектив. Мы создали дуэт с одной нижегородской танцовщицей. Нам хотелось сделать что-то серьезное и интересное, а приглашали нас на корпоративы и ночные вечеринки, где наши номера с глубоким подтекстом зрителем не воспринимались.

– И тогда вы решили покорить Москву?

– И тогда я отправилась в Москву, чтобы найти труппу, в которой можно было бы поработать. Но набор шел только в гастролирующие коллективы, которые по два месяца где-нибудь в Китае танцевали «Лебединое озеро». И я решила поступать в ГИТИС, даже не ради учебы, а просто хотелось побыть абитуриенткой. Я подумала, что даже постоять рядом со звездами советского балета, членами экзаменационной комиссии, уже могло стать для меня глотком свежего воздуха. Однако я смогла и поступить в ГИТИС, и окончить его, став профессиональным балетмейстером. Только после окончания ГИТИСа я поняла, что могу ставить спектакль профессионально. И сейчас пытаюсь себя реализовать, пытаюсь быть альтернативой классическому театру.

«Не противопоставляю себя классике»

– Чем вас привлекает современная хореография?

– Давайте начнем с того, что я не противопоставляю себя классике. Моя хореография на ней основана, я использую технику джаз-модерна, контемпорари, но все равно в итоге получается неоклассика. Я считаю, что при помощи этого языка можно затронуть какие-то более актуальные темы. Да, «Лебединое озеро» и тема борьбы добра со злом вечна, но мне кажется, что эту идею можно донести и другими способами, более интересными для современного зрителя.

– Что для вас важнее: признание зрителей или оценка ваших педагогов и мэтров балетной сцены?

– Самая главная оценка – оценка моего мастера Ольги Георгиевны Тарасовой. Еще на стадии репетиций я отправляю ей какие-то записи, а если мне удается бывать в Москве, я ей показываю какие-то отрывки. Но важно не понравиться, а уметь ответить на ее вопросы. Если можешь доказать необходимость этого момента в постановке, то его оставляешь. А если вопросы Ольги Георгиевны ставят тебя в тупик, значит выбран неверный путь. Мне приятно, когда на мои постановки приходят коллеги из нашего театра оперы и балета, мои педагоги. Но зазвать их бывает довольно трудно – виной тому, хотелось бы думать, плотный рабочий график. Но я не исключаю некое скептическое отношение – зрителю порой не хочется думать, что есть что-то в другом пространстве, достойное интереса.

«Я заинтересована в хореографическом перформансе»

– Удается ли вам зарабатывать на жизнь вашим творчеством?

– Больной вопрос на самом деле. У меня есть две зарплаты – я педагог театрального училища и еще преподаю в школе современного танца, но там зарплаты крохотные. И каждый раз, когда я получаю эти деньги, я думаю: как же мне удается жить, не падать с голоду, а еще и таскать тюки с тканью для костюмов и реквизит, организовывая спектакли. Но я рада, что находятся помощники, товарищи. Например, один из моих студентов Нижегородского театрального училища сделал для моей постановки осветительный прибор своими руками. Девочка-студентка сшила костюмы. Находятся люди, которые готовы за идею помогать мне продвигать мои проекты.

– Вы преподаете у студентов драматического отделения мастерской Сучкова и Харламова. Вы учите студентов классической хореографии или даете что-то из неоклассики?

– Изначально я учу классике. Если ты не освоишь батманы и плие, если не поставишь корпус и руки, то не сможешь управлять своим телом. И потом, я же не воспитываю студентов для своей труппы, я осознаю, что им еще работать в драмтеатрах с классическим репертуаром. Но постепенно со второго курса мы начали заниматься йогой, стали использовать джазовые приемы вращений, прыжков. Ребята это осваивают с удовольствием. Наш совместный спектакль с Львом Харламовым «Хрупкие мечты» позволил задействованным в нем студентам понять, что танец – это интересно, углубиться и дальше двигаться в том направлении, в котором работаю я, но прежде всего на классической основе.

– Каким вы видите свое будущее?

– Мне бы хотелось создать свой коллектив, выработать свой стиль, свою школу. С точки зрения показа спектаклей я заинтересована в хореографическом перформансе. Мне нравится, когда танец происходит в таких пространствах, которые не предназначены для танца. Чтобы зритель почувствовал, что он вовлечен в процесс, почувствовал достоверность происходящего. Поэтому мне, например, сейчас интересен «Рекорд» с ротондой, где часто проходят мои спектакли.

Есть мечта станцевать в Арсенале. Возможно, там будет какая-то выставка, отталкиваясь от которой я смогу сделать хореографическую постановку. Мне интересно путешествие, мне интересен балаганный театр, который где-то базируется, но потом выезжает с постановками куда угодно.

Марина АНТОНЕНКО

Фото Алексея Базунова

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№46 (202) 22.11.2017
День рождения Фантастики
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512