Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Рождественские подарки в торговых рядах Жар-Птица
Культура
Фестиваль открылся премьерами

Фестиваль открылся премьерами

XXXI Всероссийский Пушкинский фестиваль оперного и балетного искусства «Болдинская осень» стартовал 16 ноября в Нижнем Новгороде. Он открылся двумя премьерами театра оперы и балета имени А. С. Пушкина: «Моцарт и Сальери» (12+) и «Алеко» (12+).

Смысловые и технические параллели

Сюжет обеих одноактных опер основан на произведениях Александра Пушкина. Опера «Моцарт и Сальери» написана Николаем Римским-Корсаковым, который создал либретто по одной из «маленьких трагедий», а «Алеко» – Сергеем Рахманиновым на либретто Владимира Немировича-Данченко, построенное на сюжете поэмы «Цыганы». Несмотря на то что действие в этих двух историях разворачивается в разное время и их содержание никак не связано, режиссер постановок Дмитрий Суханов, заслуженный артист РФ, лауреат премии имени Н. И. Собольщикова-Самарина, решил показать оперы одну за другой, поскольку нашел между ними смысловые параллели.

– Кто такие Алеко и Сальери? – задается вопросом режиссер. – С одной стороны, это силы зла. С другой – почему зла? До появления Моцарта Сальери был человеком, которого все уважали, у него все получалось, он никому не завидовал. Явление великого Моцарта, чья гениальная музыка наполнена светом и радостью, ломает его жизнь. Алеко нашел любимую женщину, и вроде бы все сложилось, но появился молодой цыган, и жизнь рухнула.

Легендарная «маленькая трагедия» теперь на сцене Нижегородского театра оперы и балета (в роли Моцарта – Александр Зубаренков)

Именно поэтому роли Алеко и Сальери исполняет один артист (Владимир Боровиков, Михаил Наумов, Виктор Ряузов, Вадим Соловьев дублируют друг друга в разных составах), молодого цыгана и Моцарта – другой (Александр Зубаренков и Константин Кириченко).

Объединены оперы и чисто технически. В частности, в оформлении обеих используется тема звездного неба.

– Это изображение космоса, луны и звезд, которые наблюдают за тем, что происходит в истории и с Моцартом, и Сальери, и с Алеко. Это вечность, которая касается всех нас, – делится своим творческим замыслом художник-постановщик заслуженный художник Чувашии, кавалер медали ордена «За заслуги перед

Отечеством», трижды лауреат театральной премии Чувашии «Узорчатый занавес» Валентин Федоров. – Моцарт прощается с миром, умирает, но остается в вечности. Несмотря на то что эта история, по сути, трагична, общая картинка, которую мы создаем, светлая. Второе отделение, напротив, темное. Космос здесь ассоциируется со свободой, в которой живут цыгане, с простором, даже с бездной, которая для Алеко оказывается травматичной: он так и не смог освободиться от оков.

Другие акценты

Личность Моцарта и история его смерти овеяны легендами. До сих пор не установлено, да и вряд ли уже будет, что послужило причиной его кончины. Пушкин интерпретирует ее по-своему, возводя проблемы, которые поднимает в трагедии, в ранг вечных. Режиссер оперы Дмитрий Суханов берет на себя ответственность и отвечает на вопрос, кто заказал композитору известный «Реквием». Когда Моцарт, сидя на скамье, произносит свою речь про черного человека («За мною всюду / Как тень он гонится. Вот и теперь / Мне кажется, он с нами сам-третей / Сидит»), Сальери подходит к нему сзади, и зритель отчетливо понимает, кто есть черный человек, осознавая трагедию обоих героев.

Позиция режиссера видна и в интерпретации другой истории. По сути, перед нами разворачивается стандартный конфликт: мы становимся свидетелями любовного треугольника. В поэме Пушкина Алеко убивает и цыгана, и свою возлюбленную Земфиру. Дмитрий Суханов сдвигает акценты.

История Алеко и Земфиры показана и артистами балета (Елена Мякишева и Артем Зрелов)

– Я не делал Алеко супергероем, я делал его обыкновенным человеком. Может быть, даже слабым, – поясняет постановщик. – Понимая, что Земфира его больше не любит, он, плача, падает на землю. Возлюбленная утешает Алеко, жалея его, но после этого бежит к своей настоящей любви – молодому цыгану. Алеко видит их вместе и в гневе убивает соперника, однако убить Земфиру он не в силах. Цыганка сама принимает решение проститься с жизнью, в которой нет ее любимого.

Если в первой постановке все держится на двух артистах и на оркестре, дирижером которого является Ренат Жиганшин, то во второй, помимо исполнителей главных партий, действуют хор под руководством заслуженного деятеля искусств РФ, лауреата премии имени Н. И. Собольщикова-Самарина Эдуарда Пастухова и балет театра, с которым работала балетмейстер-постановщик заслуженная артистка России и Чувашии, кавалерственная дама ордена Дягилева II степени «За пользу русской культуре» Елена Лемешевская. Артисты рассказывают ту же самую историю, но другим языком: с помощью пластики. Земфира (Алина Матвеева и Елена Мякишева в разных составах), уверенная в своей красоте и обольстительности, обращается с каждым из мужчин (цыган – Артем Зрелов и Дмитрий Пельмегов и Алеко – Михаил Болотов и Андрей Орлов в разных составах) смело и дерзко, сталкивая их друг с другом: таким образом, трагедия оказывается неизбежной.

Фестиваль «Болдинская осень» продлится до 26 ноября. У вас еще есть возможность посетить спектакли фестивальной программы. А «Моцарт и Сальери» и «Алеко» можно будет увидеть только в январе.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 2 (209) 17.01.2018
Зажги свою звезду в Фантастике
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512