Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
ЖК Цветы
Культура
Комедия с драматическим финалом

Комедия с драматическим финалом

Шекспир не нуждается в характеристиках. Сколько веков его драматургия считается образцом и не теряет своей актуальности – только подумайте! В Нижегородском театре драмы 7 декабря состоялась премьера по одной из его ранних комедий под названием «Бесплодные усилия любви» (16+).

«Зацепил драматический финал»

Чем она зацепила режиссера Валерия Саркисова (Москва)? По его словам, «драматическим подвисшим финалом»: «“Бесплодные усилия любви” – предтеча лучших будущих комедий Шекспира. В ней есть отсылки к комедиям “Двенадцатая ночь”, “Сон в летнюю ночь”. Неожиданным оказывается ее конец: он пронизан неизбывной грустью и тоской», – отмечает он.

Исходный для постановки текст был получен путем соединения двух переводов пьесы: Корнея Чуковского и Михаила Кузмина, которые, по мнению режиссера, дополняют друг друга: «Чуковский сконцентрировался на лирической линии и выбросил, например, сцену самодеятельного театра, Кузмин же ее сохранил. Мне она показалась одной из ключевых – поэтому мы ее включили в спектакль».

Дон Армадо (Сергей Блохин) и Мотылек (Павел Ушаков). Фото Андрея Абрамова

Суть истории в том, что молодой король Наварры (Николай Смирнов) и его приближенные Бирон (Андрей Соцков), Дюмен (Александр Лапшов) и Лонгвиль (Иван Старжинский) дают обет, что три года посвятят науке, отказавшись от всех плотских утех и общения с женщинами. Однако к королю с дипломатической миссией приезжает французская принцесса (Маргарита Баголей) со своими придворными дамами Розалиной (Марина Львова), Марией (Мария Мельникова), Катариной (Наталья Кузнецова) и приближенным Бойе (Евгений Зерин), и тогда события начинают разворачиваться не так, как предполагали обе стороны.

Режиссер сшил «лоскутное одеяло»

Валерий Саркисов выступил не только в качестве режиссера. Сценографию и музыкальное оформление также создал он сам. Таким же образом он работал и над предыдущим своим спектаклем в театре драмы – «На дне», который заметили сразу на нескольких фестивалях.

Почерк автора однозначно чувствуется. Истории через призму его творческого восприятия оказываются вневременными. Он не боится эклектичного подхода и смешивает, казалось бы, несовместимые вещи. Он шьет спектакль как лоскутное одеяло, составляя из разных по темпу, цвету, стилю кусочков.

В постановке используется французская и испанская музыка. Первая связана прежде всего с принцессой и ее придворными дамами, вторая – с королем и его приближенными. Своя музыкальная тема, в которой можно прочитать и восточные, и еврейские, и другие мотивы, есть у третьей группы персонажей – простолюдинов. Артисты много танцуют: с ними работала балетмейстер заслуженный работник культуры России Асия Горбачева.

Отец Нафанаил (Валентин Ометов), Олоферн (Александр Сучков) и констебль Тупица (Александр Мамаев). Фото Георгия Ахадова

Костюмы, которые «нарисовал» художник Андрей Климов (Москва), настолько разноплановы, что сначала, как говорится, «пазл не складывается». Спектакль насыщен переодеваниями. Король, Бирон, Дюмен и Лонгвиль в начале действа одеты в яркие нелепые колготки и обтягивающие одежды (напоминают тореадоров), потом они переодеваются в «русских» начала–середины прошлого века и в конце истории здорово преображаются, появляясь в стильных брюках, рубашках, пиджаках и галстуках.

Женщины так вообще предстают в четырех образах! Впервые зритель их видит в стильных плащах а-ля шестидесятые, в туфельках, очках и с длинными электронными сигаретами, затем они превращаются в хищных амазонок в кожаных лакированных сапогах и соблазнительной одежде, потом предстают в пеньюарах и белье и наконец в платьях с пышными подъюбниками а-ля шестидесятые.

Простолюдины также меняются. Сначала они выходят на сцену в одежде коричневых и серых тонов в этностиле (определить принадлежность ко времени и стране очень сложно), а в конце, по задумке, развлекают короля, принцессу и их приближенных выступлениями, переодеваясь в героев прошлого: Помпея, Гектора, Геркулеса и других.

Театр в театре

Жанр спектакля определен как «комедия Уильяма Шекспира, как она была представлена перед Ее Величеством в последнее Рождество 1598 года». Режиссер на сцене частично воссоздает форму шекспировского театра «Глобус», где она могла бы исполняться во времена самого драматурга. Получается, зритель видит театр в театре. Там три балкона, из которых появляются герои, а над средней аркой установлен герб «Глобуса». По ее бокам на белых колоннах – скульптуры полуобнаженных женщин. Еще до премьеры Валерий Саркисов провозгласил спектакль гимном представительницам слабого пола. На протяжении постановки находишь все больше подтверждений этому, обращая внимание на детали. По всему спектаклю деталей и перевертышей «нанизано» немало. Так, театр «Глобус» превращается в амфитеатр, где бьются гладиаторы, а щит Гектора вдруг – в крышку гроба.

Ансамбль и соло

Нельзя не отметить актерский ансамбль и удачные соло персонажей. Сергей Блохин (дон Армадо), Александр Сучков (Олоферн), Алексей Хореняк (Башка) мастерски работают интонационно. Одна фраза – и зал взрывается аплодисментами. Павел Ушаков в роли Мотылька вновь покоряет своим комедийным даром и музыкальными способностями. Есть актеры, которые не теряются в любой роли, – кажется, это про него. Как и про Алину Ващенко, которая сыграла деревенскую девушку Жакнетту.

В целом история очень забавная и смешная, насыщенная динамичными диалогами и шутками, однако в конце спектакль замедляет темп. О чем он? Могут ли быть бесплодными усилия любви? И вообще нужны ли они в любви? На эти вопросы каждый, вероятно, ответит по-своему.

В декабре спектакль покажут еще 12 и 28 декабря.

Анастасия ЖУКОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 16 (223) 25.04.2018
Мой любимый город в ТРЦ Седьмое небо
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512