Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
ЖК Цветы
Культура
Павел Ушаков: «Мне близко мироощущение молодого Горького»

Павел Ушаков: «Мне близко мироощущение молодого Горького»

Актер и режиссер Павел Ушаков представит 19 апреля в Доме актера моноспектакль «Молодой Горький» (16+) про нашего земляка, писателя и драматурга, 150-летний юбилей которого отмечается в этом году во всем мире. Жанр этой экспериментальной рок-постановки автор определяет как «несвоевременные мысли молодого человека».

«Нельзя до конца успокаиваться, нельзя быть слишком довольным собой»

– Павел, почему вы решили сделать главным героем 19-летнего Алешу Пешкова?

– Я решил рассказать про Горького, о котором мы мало знаем. О его молодых годах: о провале при поступлении в Казанский университет, безответной любви, самоубийстве… Я хотел понять, как это, когда у человека ничего не выходит, когда мир его не принимает, когда рядом нет близких. После этого выстрела (пуля прошла мимо сердца) он начинает медленно, но верно открывать себя. Как он говорил: «Я выжил назло». В спектакле я поднимаю темы юношеского протеста, выживания, неприятия того, что происходит, и желания сделать себя и окружающих лучше. Я представил Горького в возрасте 17–19 лет сегодня и подумал, что, наверное, он был бы тем молодым человеком, который выходит на митинги, не соглашаясь с происходящим в государстве. Не потому, что он хочет совершить революцию, а потому, что он любит свою страну и хочет, чтобы люди жили счастливо. Я решил показать Горького-панка. Меня задели истории школьников, которые участвовали в уличных акциях, пытались высказаться и которых задержали. Здесь есть некий политический момент, но меня интересует не политика, а самоотверженность молодых людей, которые не боятся говорить о том, что видят.

– На какие произведения Максима Горького вы опирались, работая над постановкой?

– Спектакль основан на трилогии «Детство», «В людях», «Мои университеты», а также на цикле публикаций «Несвоевременные мысли». Я хочу взять всю жизнь писателя и встроить ее в сознание молодого человека. Я покажу и Горького-юношу, и старика, отобразив контрапункт взглядов этого человека.

– Каким будет сценографическое решение?

– Оно будет минимальным, я бы даже сказал, оно будет решено в духе монохрома. Костюмы будет шить Марина Печекладова, с которой я работал в спектаклях «Урод» и «Косметика врага». В постановке будет участвовать рок-группа. Также я планирую использовать видеодизайн.

– Какую цель вы преследуете? Кто аудитория вашего моноспектакля?

– Я думаю, что он будет интересен и моему поколению, молодым взрослым, и людям более старшего возраста. Наше поколение, 90-х, родилось в духе свободы и воспринимает искусственные рамки негативно, и у меня есть ощущение, что атмосфера сегодняшнего времени схожа с атмосферой 1900-х годов. Мы живем во время медленной революции. Но революция в моем понимании – это не радикализм, не когда все с ног на голову, не война и не убийство. Это резкая эволюция, большие шаги, перестройка окружающего мира, и в первую очередь себя. Это внутренний подъем, высокое состояние души. Мне важно сказать о том, что нельзя до конца успокаиваться, нельзя быть слишком довольным собой, нужно воспитывать в себе лучшие качества. Это в духе молодого Горького.

О цели я сказать не могу. Может быть, она появится в конце работы. Есть желание, которое находится на бессознательном уровне.

Почему я решил сыграть молодого Горького? Дело не во внешности, я на него не сильно похож. Дело в мироощущении и стремлении. Потому что он, может быть, про меня. Что-то есть в его биографии про меня. Какая-то глубокая любовь к людям, с которыми живешь, и к своей стране. Изначально я думал пригласить в спектакль других актеров, но решил, что это должно быть личное высказывание.

Спектакль «Чик. Гудбай, Берлин» Павла Ушакова идет в ТЮЗе с прошлой осени

«Я за то, чтобы в искусстве проявлялось бунтарство»

– Отличается ли актерская подача в монопостановке от подачи в спектакле, где ты действуешь в ансамбле?

– Конечно. В данной постановке я выступаю и как режиссер, и как актер, и как автор литературной композиции на основе творчества Горького. Да, будут музыка, визуальные эффекты, но это обычно не спасает, а просто подпитывает образ. Держать внимание на себе в течение долгого времени, хотя бы часа, очень трудно. Нужно сделать так, чтобы герой был зрителю интересен.

Мне важно не себя реализовать, а рассказать о Горьком как о сложном человеке, который одновременно и отстаивал жизнеутверждающие позиции, и описывал психологические патологии, дно жизни, как хороший журналист того времени и бытописатель. Об этом не говорят в школе, Горького школьники воспринимают часто как революционера, большевика. Но его больше интересовало не переустройство государства в плане власти, а изменение в сознании людей, в менталитете. Он пытался поменять мышление, отмечал в своих произведениях всю скверну и грязь, чтобы показать, в чем мы живем. Я за то, чтобы в искусстве проявлялось бунтарство. В том числе театр должен показывать все мерзости жизни, все, до чего может дойти человек, но в эстетической форме, чтобы зритель видел, чего делать, может быть, и не стоит.

Наверное, богу было угодно, чтобы Горький родился именно в Нижнем Новгороде, в городе, который находится на слиянии двух рек, культур, мира Востока и Запада. Он так же дуалистичен и сложен. Я прихожу к выводу, что все неслучайно.

– И вы неслучайно решили создать такой моноспектакль…

– Дай бог. Постановка «Молодой Горький» – это попытка. А какой она будет, удачной или неудачной, – посмотрим. Когда я ставил «Чик. Гудбай, Берлин» в Театре юного зрителя, у меня была уверенность, что все получится, что должно быть интересно, нескучно, но я не знал, каким будет итог.

– Довольны ли вы тем, как идет спектакль «Чик. Гудбай, Берлин»?

– Доволен. И я буду доволен, если он будет жить, если в нем будет сохраняться доля импровизации. Но у ребят это вроде есть. Я сразу говорил им: «В этой постановке надо хулиганить, я хочу, чтобы вы чувствовали свободу». Так как я по натуре актер, а режиссером только становлюсь, я прежде всего смотрю на спектакль по-актерски, думаю о том, интересно ли моим коллегам будет играть. Режиссура, форма – исходят из актерского существования.

Режиссерский театр, когда можно придумать свой мир и поместить туда актеров, пока мною не освоен, к этому надо прийти, мне еще предстоит многое узнать. Пока я чувствую себя скорее компаньоном, мне так работать удобно.

– Ну и традиционный вопрос: поделитесь своими творческими планами?

– На малой сцене театра «Комедiя» я буду ставить спектакль по пьесе известного писателя-сатирика, публициста, общественного деятеля Виктора Шендеровича «Потерпевший гольдинер». Сдачу планирую сделать в середине июня, а премьера состоится 27–28 августа. Это история про человеческое достоинство, про умение прощать, про милосердие. Она адресована в первую очередь взрослым людям, которые застали Советский Союз, но будет интересна, думаю, и молодежи. Вместе с художницей Ольгой Лагеда мы постараемся сделать стильный спектакль для всей семьи.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 15 (222) 18.04.2018
Новые коллекции в ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512