Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Жилой комплекс «Новая Кузнечиха»
Культура
Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина: «Нам близко айтматовское настроение»

Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина: «Нам близко айтматовское настроение»

В номинации «Лучший спектакль в театре кукол» по итогам национальной премии «Золотая маска» одержала победу постановка «И дольше века длится день» (12+) по одноименному роману Чингиза Айтматова творческого объединения «Таратумб» и музея истории ГУЛАГа. Первым нестоличным городом, где она будет показана, станет Нижний Новгород. Ее можно будет увидеть в Центре театрального мастерства (улица Варварская, 32) 9 июня в 19:00 и 10 июня в 15:00. В этом проекте задействованы по большей части люди, судьба которых так или иначе связана с нашим городом. Режиссеры спектакля, основатели «Таратумб» Антон Калипанов и Ольга Шайдуллина рассказали «Патриотам Нижнего» о том, каким был путь создания постановки, о взаимоотношениях на сценической площадке актеров и кукол, а также о некоторых секретах закулисья.

«Рады показать спектакль в Нижнем Новгороде»

– Антон, Ольга, насколько я знаю, вы, как и почти все артисты, занятые в спектакле «И дольше века длится день», учились и работали в Нижнем Новгороде. Что для вас значит этот город?

Антон Калипанов: Да, мы учились в Нижнем Новгороде: я – в театральном училище, Оля – в консерватории. В 2007 году мы начали работать в Нижегородском театре юного зрителя: я пришел туда артистом, а Оля – музыкальным руководителем и композитором. Ребята, которые участвуют в спектакле «И дольше века длится день», также служили в ТЮЗе: там мы познакомились со Славой Ямбором, Женей Козловым, Олегом Шапковым.

Ольга Шайдуллина: В Нижнем Новгороде я пережила период становления личности и жуткой неуверенности: когда ты находишься в разобранном состоянии и двигаешься на ощупь, когда тебе кажется, что ты что-то уже понимаешь и что ты доверяешь себе, но оказывается, что ты во многом заблуждаешься и многого не видишь. Я преподаю во ВГИКе и понимаю, что сейчас это происходит с моими студентами. Благодаря многим людям, которые окружали меня, благодаря поддержке культурного деятеля Павла Юрьевича Милославского, моего научного руководителя, профессора консерватории Бориса Петровича Гецелева я стала заниматься тем, чем занимаюсь. Символично, что первый раз вне столицы зрители увидят спектакль «И дольше века длится день» в Нижнем Новгороде. Мы будем рады показать его в этом городе.

– Почему творческое объединение «Таратумб» решило обратиться к тексту Чингиза Айтматова? Чем вас привлек этот материал?

О. Ш.: Дело в том, что уже года три или даже больше мы хотим поставить «Пегого пса, бегущего краем моря» Чингиза Айтматова. Мы прочли много произведений этого писателя. Мы восхищаемся его литературой, ее мудростью и эпичностью, нам близко айтматовское настроение, его многослойность, символичность, приподнятость над бытовой жизнью, мифологичность. Когда зашла речь о постановке спектакля в музее истории ГУЛАГа, естественным образом вспомнился роман «И дольше века длится день». С этой идеей мы пришли к директору музея, с которым на протяжении некоторого времени уже сотрудничали, будущему продюсеру проекта Роману Романову.

«“Золотая маска” забрала много сил»

– Насколько я знаю, музей предоставил для постановки экспонаты – предметы, собранные в экспедициях по местам бывших лагерей. Что это за вещи?

А. К.: Да, в нем заняты документальные предметы из хранилищ музея. Например, в качестве домиков героев мы используем газовые фонари, привезенные сотрудниками с Чукотки. Также задействуем кружки, тарелки, самодельные кастрюльки, которые когда-то делали заключенные. Работа в постановке этих вещей стала основополагающим моментом в пути создания спектакля в стенах музея. К этому решению мы пришли вместе с художником-постановщиком Виктором Никоненко.

– Спектакль получил три номинации премии «Золотая маска-2017»: лучший кукольный спектакль, лучшая мужская роль (Олег Шапков) и лучшее художественное оформление (Виктор Никоненко). В итоге постановка была отмечена как лучший кукольный спектакль. Чего это стоило команде?

О. Ш.: Это стоило нам жуткого напряжения. Когда мы делали спектакль, о «Золотой маске» никто не думал. Нам было важно рассказать внятно эту историю, сделать качественную инсценировку: требуется приложить немалые усилия, чтобы огромный роман стал сценическим произведением. Нам было важно соблюсти театральную форму, а не впасть в литературный театр, в который вслед за Айтматовым уйти легко. Нам было важно поделиться своим видением той темы, о которой идет речь в спектакле. Он делался примерно год, это была трудоемкая работа. В производстве кукол, декораций было занято большое количество людей. Сложность была в том, что мы выпускали спектакль в музее, а в нем нет театральных мастерских. Все это делалось на выезде и потом собиралось.

А. К.: Творческое объединение «Таратумб» держится на мне с Олей. И спектакль держится, помимо артистов, на нас. Мы отвечаем за свет, за звук, за монтаж декораций, за реквизит, за то, чтобы были постираны и развешаны костюмы для артистов – весь этот груз лежал на наших плечах. Когда случались внештатные ситуации, нам было необходимо принимать быстрые и точные решения, и нас это выматывало. Сам фестиваль «Золотая маска» забрал много сил: мы показывали два спектакля в основном конкурсе и два спектакля под эгидой проекта фестиваля Russian Case для иностранных продюсеров. Все это происходило в жестком ритме.

«Мы приближаемся к мечте»

– В чем специфика сосуществования в постановке «И дольше века длится день» актеров и кукол?

О. Ш.: В спектакле задействованы самофиксирующиеся, или шарнирные, марионетки. Актеры не находятся с ними в постоянном контакте. Дистанция между актером и куклой, этот особенный воздух, и является нитями, которыми в стандартной марионетке были бы лески. Каждое прикосновение артиста к кукле – это знак. Каждая поза куклы, которую артист транслирует, – определенный символ. Мы требовали от актера очень точных жестов. Прикасаясь к ней, он должен действовать один раз. У него нет права на ошибку. Как только он ошибается в позе и начинает поправлять марионетку, невидимые нити теряются, и он становится гораздо больше, чем кукла, а для нас было важно, чтобы они были равноправны.

– Олег Шапков был отмечен в номинации «Лучшая мужская роль» фестиваля «Золотая маска». Какова миссия этого актера в постановке?

О. Ш.: Олег Шапков играет в спектакле роль Едигея. Линия его пути на кладбище с верблюдом Конораром и телом покойника, Казангапа, пронизывает всю постановку. Артисту нужно быть цельным и вести зрителя за собой, практически минуя сюжет: в этом большая сложность. Более того, его герой действует в двух временных потоках: одновременно находится, как и все, в 1953 году и в будущем. Еще одна непростая задача, которую выполняет артист, в том, что он, по сути, разговаривает с самим собой. По нашей затее, верблюд и Едигей – один и тот же персонаж. Их и озвучивает, и ведет Олег. Посредством их диалога ему приходится транслировать многие философские вещи, которые содержатся в тексте Айтматова.

– Почему жанр постановки вы определяете как «кукольную мистерию»?

А. К.: Определить жанр спектакля как кукольную мистерию предложил музей, когда постановка была уже готова. Мистерия – это вертеп, рождественский театр. В принципе, наша история чем-то с ним схожа. Во-первых, куклами. Они похожи на вертепные своей малоподвижностью и символичной минимальностью действия. Настроение спектакля несколько небытовое и подчеркнуто отдалено от обычной жизни, что свойственно для такого театра. У нас, как и в мистерии, мир также делится на верхний, где живут герои, и нижний (в нашем случае откуда выходит все техногенное, отправляется бороздить космическое пространство ракета).

– Ольга, вы выступили также в качестве композитора. Как можете описать лейтмотив спектакля? В официальной группе «Таратумб» в социальных сетях вы пишете: «Наша мечта – создать музыкальный кукольный театр, в котором музыка и кукольные миры соревновались бы друг с другом, дополняя и приумножая себя». Постановка «И дольше века длится день» приближает вас к этой мечте?

О. Ш.: В «Петербургском театральном журнале» нас назвали документальным театром из-за того, что мы ввели в спектакль предметы из экспозиции музея. В музыке тоже есть элемент документальности. Например, в сцене, где Абуталип сидит в заключении, я использовала звуки дверей Бутырской тюрьмы: их хлопанье и скрип, лязганье засовов. Лейтмотивом путешествия Едигея стала мусульманская молитва, исполненная мальчиком-казахом. Один из моих любимых принципов работы с материалом – когда акустические инструменты я помещаю в электронную среду и с помощью определенных фильтров создаю некий музыкальный ландшафт: где-то это саунд-дизайн, где-то конкретные мелодии.

Что касается музыкального кукольного театра, я думаю, этот спектакль приближает нас к данной затее. 19 мая мы выпускаем постановку по грузинской сказке, где еще больше приближаемся к мечте. Действие строится на многоголосье, которое исполняется вживую. Мы пригласили актеров-музыкантов, которые ведут кукол, поют а капелла, играют на барабанах и дудуке.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Дмитрия ДУБИНСКОГО

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 36 (243) 19.09.2018
Модные показы в ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512