Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Хоровод летних скидок в торговых рядах Жар-ПтицаСказочные часы в торговых рядах Жар-Птица
Культура
Соня Пигалова: «Я делаю то, чего мне не хватает в городе»

Соня Пигалова: «Я делаю то, чего мне не хватает в городе»

Документалистка, переводчица, активистка Соня Пигалова (интервью с ней читайте на стр. 13) реализует несколько уникальных проектов в Нижнем Новгороде: киноклуб женщин-режиссеров Femina, «Живые библиотеки» , экспериментальные лекции «Диалоги в пространстве» (спикерами были историк Вадим Дамье, историк и преподаватель философии Петр Рябов, философ Алла Митрофанова, социолог Александр Бикбов, поэтесса и активистка Дарья Серенко, арт-критик Глеб Напреенко). Также девушка переводит фильмы и снимает кино. В мае состоялся показ киноэссе «Инфракрасный май», созданного группами Left-fem NN и РСД-НН. Один из его авторов – наша собеседница. Это визуальная история о том, как 1 мая 2016 года в нашем городе проходили одновременно крестный ход, официальная и неофициальные демонстрации и монстрация. Киноэссе показывает это абсурдное смешение, а также говорит об общих традициях этих коллективных действ и о том, какую роль в них играет ритуал.

О ритуалах с иронией

– Соня, какова ваша роль в создании киноэссе «Инфракрасный май»? Расскажите о ваших партнерах, о команде.

– Всего в команде десять человек. Большую часть задач на себя взяли Ипполит Коровьев, Антон Рьянов, Константин Ремизов, Анна Раевская и я. Мы заменяли друг друга. Я снимала материал, монтировала сцены, писала тексты, занималась озвучиванием, сейчас чувствую себя ответственной за продвижение фильма, в том числе на фестивалях. Идея его создания возникла, когда мы узнали, что 1 мая пройдут демонстрации, официальная и неофициальные, крестный ход и монстрация. Мы хотели проанализировать историю этих событий, но это было так абсурдно, что серьезного повествования точно не получилось бы. Появилась ироничная интонация.

– С иронией относитесь и к себе тоже?

– Да. Я бы не стала высмеивать кого-то, а сама ходить в белом плаще. Политическое кино, высказывание часто работает для тех, кто в теме, остальных оно может отталкивать агрессивностью или сложностью. Юмор – это то, что понятно многим. Хотя и наше киноэссе нельзя назвать простым.

– Как прошел показ киноэссе? Как отреагировала на него публика?

– На показ в бар «Подсобка» пришли разные люди. Мне была интересна реакция тех, кому не близка эта тема. Взгляды зрителей по некоторым вопросам разошлись. Кто-то говорил, что весь звук должен быть разборчивым, понятным. Кто-то, наоборот, выступал за спонтанность и говорил, что звук улиц может быть не менее важным, чем речь лектора, профессора, который говорит о традициях, о театре Вячеслава Иванова, коллективных действиях.

Жаль, что этот фильм невозможно, на мой взгляд, перевести на другой язык. Субтитры можно наложить, но это будет нечитаемо, скорее всего. Да и за границей совсем по-другому будут его воспринимать.

– В киноэссе «Инфракрасный май» пространство постепенно сужается до комнаты, где молодые люди читают вслух журнал. Чем это можно объяснить?

– Эту сцену планировал, режиссировал и монтировал Константин Ремизов. Ребята в ней читают подшивку советского журнала «Юность»: это аллюзия к «Красной книжечке» Мао Цзэдуна, которую читают в «Китаянке» Жана-Люка Годара. Константин говорил, что это сцена о том, «как левые косплеят левых». В фильме с юмором показано тяготение активистов к ритуалам.

– Чьи голоса мы слышим в киноэссе?

– Часть фильма была озвучена командой, часть – случайными людьми. В «Подсобке» держат мегафон, с помощью которого сообщают о том, что пиво закончилось, и так далее. Мы там занимались записью аудиодорожки. Нам не хватало человека, который прочитал бы текст с субкультурной интонацией, как на митинге. Это сделал один из посетителей бара. Мне кажется, фильм к этому располагает, он фрагментарный, полон случайных людей, которые в том числе проходят на демонстрациях.

Прошедшей зимой прошли две «Живые библиотеки». Фото Сергея Пряжкина

– Фильм был снят за один день?

– Первого мая мы сняли очень много. Также были включены видео первомайских демонстраций разных годов, которые Гриша нашел в Интернете. Еще мы снимали гугл-карты, демонстрацию в этом году (это эпизод, когда говорит голос представителя администрации Нижнего Новгорода).

– Можно ли где-то посмотреть киноэссе?

– Пока нет, но я планирую выложить фильм через несколько месяцев, когда его покажут на фестивалях. Я за то, чтобы кино можно было пересматривать.

Создавать и переводить

– Кроме киноэссе есть у вас еще какие-то готовые фильмы?

– Недавно мы с Антоном Рьяновым, одним из участников «Диалогов в пространстве» и Left-fem, закончили фильм «Орган восприятия». Антон – исследователь авангарда, филолог. У него ДЦП. Меня заинтересовало его восприятие. Он не читает книги, а слушает их, он постоянно движется и не контролирует движения, для него важно посредничество техники, культуры и людей. Он часто находится в одной комнате, но его мир очень широк, потому что он весь день занимается исследованием искусства и общается с людьми. «Орган восприятия» мы показывали в Нижнем и в некоторых других городах, я планирую отправлять его на фестивали документального кино. Мне не нравится, когда темы про людей с инвалидностью подают в жалостливом ключе или излишне серьезном. Антон веселый человек, хотя и он через разные тяжелые вещи проходит. Наш фильм, на мой взгляд, имеет другую интонацию.

– Соня, как давно вы переводите фильмы?

– Года с 2013-го. Я окончила переводческий факультет лингвистического университета. Когда я училась, интересовалась искусством, но не думала, что можно переводить фильмы. Позже я поняла, что мне это интересно. Сейчас я занимаюсь фестивальным кино, а также тем, что транслируется на кабельном телевидении.

«Мне важно не выгорать и не брать на себя слишком много»

– Соня, вы организуете несколько интересных проектов: «Живая библиотека», «Диалоги в пространстве», не так давно стали показывать фильмы женщин-режиссеров. Что объединяет все ваши проекты? Какая у вас цель?

– Мне хочется создавать мероприятия для самообразования и для сотворчества людей, их общения. Обобщенно их можно назвать социально-художественными проектами. Я делаю то, чего мне не хватает в городе. Если бы я жила в другом месте, я бы и делала что-то иное. В Нижнем Новгороде я родилась и живу. Мне кажется, здесь есть спрос на мои проекты. В Москве или Питере сложно охватить событийную картину. Тут люди видят культурный контекст и, когда что-то новое появляется, интересуются и приходят.

– Все три проекта сейчас активно функционируют?

– В разной степени. Наиболее активный сейчас киноклуб Femina. Его мне проще всего делать, потому что я занимаюсь им одна. Недавно люди стали платить «фри донейшен». Раньше я думала, что это невозможно. Когда-то я с Димой Степановым и Юрией Златовым делала киноклуб Cineface. Публика приходила, но у нас не получалось привлекать одну и ту же аудиторию, почему-то не клеились обсуждения и фри-донейшен не собирался. Сейчас я вижу, что есть люди, которые остаются на дискуссию, приходят неоднократно, появляются новые люди. И я люблю сама отбирать фильмы – раньше это делали мои знакомые. Кино, снятое женщинами, интересная и неисследованная область.

«Живая библиотека» – довольно большой проект, на сто с лишним человек. Делает его команда, а она пока не совсем сложилась. Следующее событие запланировано на июль.

«Диалоги в пространстве» немного подвисли, потому что, чтобы приглашать спикеров из других городов, нужно финансирование. Я подавала заявки на гранты, но мне пока не ответили. В принципе, можно пробить эту тему, но мне сейчас интереснее переключиться на что-то другое. Каждая из инициатив требует физических и эмоциональных ресурсов, денежных. Я обычно не работаю над несколькими сразу. Мне важно погрузиться во что-то одно целиком, не выгорать и не брать на себя слишком много. Я лавирую между ними.

– В нескольких ваших проектах вы затрагиваете тему феминизма. Как давно она вас волнует?

– Года с 2015-го. До этого я была не в теме и не замечала каких-то вещей. Это произошло одновременно с тем, как я стала изучать политическую и социальную теорию. Тогда у меня изменилось сознание. На меня повлияла книжка Дэвида Грэбера «Анархистская антропология». Автор описывает сообщества разных времен, которые живут по анархистским принципам, где нет насилия власти, где размывается патриархат и люди стремятся к гендерному равенству. Я подумала о том, что все-таки хорошо, что где-то людям удается реализовать это на практике. Меня это вдохновило. Феминизм воспринимается большинством россиян как что-то ужасное, ненормальное, дикое. На самом деле это стереотип. Если копнуть поглубже, станет понятно, что это интересно, важно и логично.

– По сути, каждый ваш проект – о разрушении стереотипов и принятии себя и других?

– Да. В большей степени «Живая библиотека». Этот проект хорош тем, что объединяет людей с разными интересами и взглядами. В жизни они могли бы не столкнуться. Например, человек может прийти поговорить на тему религии с буддистом или мусульманкой, а параллельно будут вестись разговоры с людьми с ограниченными возможностями здоровья или ЛГБТ. Так расширится его картина мира. Я делаю проекты именно потому, что вижу, как это происходит у меня и у других.

В социальных сетях можно узнать подробнее о проектах, которые реализует Соня Пигалова: https://vk.com/diinsp, https://vk.com/zhbnn, https://vk.com/kinofem. У «Диалогов в пространстве» есть также канал на видеохостинге youtube.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 22 (229) 13.06.2018
Жаркое лето в ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512