Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Сказочная жизнь в ТРЦ Жар-Птица
Культура
Валерий Миклин: «Моя миссия удалась»

Валерий Миклин: «Моя миссия удалась»

Главный балетмейстер Нижегородского государственного театра оперы и балета имени А. С. Пушкина народный артист РСФСР Валерий Миклин отметил 50-летие творческой деятельности. В прошлую пятницу в его честь был показан балет «Лебединое озеро». Когда-то он был ведущим солистом и с любовью и азартом танцевал главные партии в легендарных постановках. Сегодня он передает свои знания новому поколению артистов, поддерживает высокий профессиональный уровень труппы и ставит номера. Как и прежде, его глаза горят и в голове роится огромное количество идей, требующих воплощения. В планах Валерия Федоровича – издать автобиографию. Он уже придумал для нее название: «Прыжок». «Патриотам Нижнего» артист рассказал лишь малую часть того, что он планирует в ней описать: о том, как начиналась его карьера, о любимых ролях и учениках.

«Я занимался среди звезд»

– Валерий Федорович, насколько я знаю, практически все 50 лет вашей творческой деятельности связаны с Нижегородским театром оперы и балета. Когда произошло ваше с ним знакомство?

– Учась в Пермском государственном академическом хореографическом училище, мы в выпускном классе ездили на концерты в Ленинград. Однажды на обратном пути друг и будущий коллега заслуженный артист РСФСР Александр Гроностайский пригласил меня в гости в Горький на неделю. Мы пришли в театр и попросили разрешения позаниматься. Меня сразу заметили и предложили вернуться после окончания училища. Педагог Рафаэль Станиславович Саморуков пообещал мне, что будет со мной работать и, возможно, скоро введет в главные партии. Я согласился. В Перми мне пришлось бы долго этого ждать, хотя мне как одному из лучших выпускников там тоже предлагали остаться. Саморуков выполнил свои обещания. Уже через полгода после возвращения в Горький я танцевал Принца в «Лебедином озере» (поэтому данную постановку я и выбрал для своего юбилея). В том же году я исполнил партию Альберта в «Жизели». Рафаэль Станиславович возил меня в Большой театр, где я занимался среди звезд, смотрел спектакли, знакомился со многими известными артистами.

Я стал лауреатом Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета и Международного конкурса артистов балета в Варне. После этого начались приглашения в качестве солиста в разные театры, в том числе за границу. Еще одним интересным опытом стало участие в фильме-балете «Валенсианская вдова»: я тогда учился в ГИТИСе, и съемки проходили в Останкине.

В 1978 году мне присвоили звание заслуженного артиста, через шесть лет – народного артиста РСФСР. Всех целей, которые я ставил перед собой, я достигал. Мне повезло с педагогом, коллективом, у меня была прекрасная школа, удача была на моей стороне, я любил заниматься и оттачивать трюки. Бог дал мне неплохую фигуру и рост – все сложилось воедино.

Валерий Миклин в роли Альберта в балете «Жизель». Фото из архива театра

– В начале творческой деятельности все-таки был в вашей карьере кордебалет?

– Так как я был молодой, я танцевал не только ведущие сольные партии. Я выходил и в разбойниках в «Айболите», и в полонезах в операх. Я прошел весь путь.

– Как вы это воспринимали?

– Нормально. Это же театр. Сказали: «Надо!» – пошел и работаешь. Я не из тех людей, которые начинают задирать нос. Мне нравилось выходить на сцену, чувствовать публику, зал. Мне это было внутренне необходимо.

– Насколько я знаю, на несколько лет вы расставались с местным театром оперы и балета и служили в других театрах.

– Да. В 1993 году меня пригласили в Хорватию. Там я был солистом, педагогом-репетитором и балетмейстером. Потом я переехал в Сербию, позже – в Саранск. Везде я старался поднять труппу на высокий уровень.

«Без нахальства, упорства и смелости ничего не добьешься»

– В каких городах и странах вы побывали с концертами и спектаклями? Какие гастроли самые запоминающиеся?

– В советские времена мы с театром выезжали на два-три месяца в разные города России. Я, по-моему, тогда всю страну объездил. Когда стал лауреатом всесоюзного конкурса, меня стали приглашать за границу. Я побывал в Сирии, Турции, Кувейте, Италии, Германии, Франции, скандинавских странах.

Самые запоминающиеся гастроли – первые. Мне тогда было 25 лет. Мы летали в Турцию. Концерты кончились, и на следующее утро нам нужно было уезжать. Но представитель принимающей стороны пригласил меня и еще одного солиста из Киева в гости. Мы приняли приглашение. Потом, когда было пора возвращаться в гостиницу, оказалось, что у них по воскресеньям не ходят автобусы. Так получилось, что денег у нас не было. И вот понимаете, что значит удача? Идет парень, лицо у него знакомое. Оказалось, что это любитель балета, наш зритель и поклонник. Он нас узнал, и мы разговорились. Этот парень отдал нам последние деньги на такси. Если бы не он, нам пришлось бы сорок километров идти пешком. Мы вернулись и даже успели к коллеге на день рождения. Так что нашего отсутствия никто не заметил. Правда, друг очень переживал и обзывал меня авантюристом, ведь дисциплина в то время была очень жесткая. Таких случаев, которые сейчас со смехом вспоминаешь, было много.

Валерий Миклин в балете «Пламя Парижа». Фото из архива театра

– Значит, вы авантюрист по жизни?

– Да. И в творчестве нужно быть авантюристом. Без нахальства, упорства и смелости ничего не добьешься.

– Что для вас признание зрителей?

– Это аплодисменты, цветы, автографы. Раньше публика была другая. Выходишь из театра – тебя ждут. Сейчас это исчезает. Хотя, бывает, и сегодня поклонники так же одаривают вниманием молодых артистов, моих учеников.

– Скольких артистов вы вырастили?

– Сложно сосчитать. Сегодня солируют в театре Татьяна Пельмегова, Татьяна Казанова, Регина Белоглазова… Это ребята, которых я увидел и старался всегда поддержать. Всего в труппе семь «Нижегородских жемчужин», пять обладателей премии Нижнего Новгорода, несколько дипломов «Творческая удача». Мы работаем не просто так: наши танцоры покоряют и зрителей, и критиков.

– С 2006 года вы являетесь главным балетмейстером и педагогом-репетитором Нижегородского театра оперы и балета. Как вы оцениваете подготовку молодого поколения артистов?

– В Нижнем Новгороде есть своя школа – хореографическое отделение при Нижегородском театральном училище, где будущим артистам дают основы. В театр мы берем лучших. Уже здесь оттачиваются техника, мастерство актера, дуэтный и характерный танец. У нас очень тяжелая профессия. Многое надо уметь и иметь: и природу, и внешность, и лицо.

«Любимая партия – Альберта в “Жизели”»

– Какие ваши самые успешные роли? За какие из них вам бы хотелось поблагодарить балетмейстеров?

– Самая любимая партия – Альберта в «Жизели». В ней можно было столько эмоций дать помимо техники! Я всегда страшно волновался перед выходом на сцену. Сейчас смотришь на артистов, и иногда обидно становится: почему ты не можешь так, как я мог? Мне нравились партии Спартака в одноименном балете, Шахрияра в «Тысяче и одной ночи», Базиля в «Дон Кихоте». Было много прекрасных партий, но эти – самые дорогие!

– В текущем репертуаре в каких постановках есть танцы и танцевальные номера, поставленные вами?

– В операх. В «Травиате» я поставил испанский и цыганский танцы в 1986 году, и до сих пор они идут на этой сцене. Есть танцы в «Русалке», «Пиковой даме», «Аиде». Были и балеты, и концертные номера. Сейчас меня пригласили в Саранск, чтобы я поставил балет «Эсмеральда». В конце года там должна состояться премьера. У меня есть еще задумки. Московский композитор Александр Клевицкий по моей просьбе написал «Сказку о рыбаке и рыбке». Но пока этот проект в перспективе.

– Какой был ваш самый большой эксперимент в театре?

– Я недавно ставил «Метель» к столетию со дня рождения Георгия Свиридова, где соединил все виды балетного искусства. Был одноактный балет «Сиртаки» с особенной, ни на что не похожей хореографией. Я люблю вносить что-то новое, но твердо убежден, что в основе любого танца должна лежать классика или неоклассика.

– В чем вы сейчас видите свою миссию в театре?

– Мне кажется, моя миссия удалась. Я поднял уровень балета в театре на высокий профессиональный уровень. Вместе со мной работают и останутся после меня хорошие педагоги. Незаменимых людей не бывает.

– Какие наставления вы бы дали молодым артистам театра?

– Поставить цель и идти к ней. Если ты трудолюбив, если у тебя светлая голова, если у тебя хорошие педагоги и тебе сопутствует удача, – все будет.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 44 (251) 14.11.2018
Подарки ко Дню рождения в ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512