Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Жилой комплекс «Новая Кузнечиха»
Культура
Елена Лисица: «Влюбляюсь в Нижний еще сильнее»

Елена Лисица: «Влюбляюсь в Нижний еще сильнее»

Работы стрит-арт-художницы Елены Лисицы многие видели на улицах города. В течение нескольких лет она создавала серию «Горький Горький»: на старинных домах размещала картинки с «писателем Максимкой», напоминающим усами знаменитого Горького. Не так давно под эгидой фестиваля «О’Город. Окно» она художественно законсервировала здание на Славянской улице, украсив закрытые окна изображениями растений, произрастающих в Почаинском овраге. Ее творчество узнаваемо и неповторимо. Если увидите нарисованный где-то одуванчик, знайте, его автор – Елена Лисица. Этот образ найдет место и в работе под эгидой фестиваля уличного искусства «Место». В интервью девушка рассказала о том, какой в нее вкладывает смысл, за что полюбила Нижний, приехав сюда десять лет назад с Кубани, и каков ее путь в местном стрит-арте.

От девочки к женщине

– Елена, расскажите, пожалуйста, о своей работе под эгидой фестиваля «Место». Где она находится и какова ее концепция?

– Она находится на откосе над улицей Гаршина. Это старое спиртохранилище, которое мне очень хотелось облагородить. Рисунок я назвала «Ловцы воспоминаний». На передней стенке будет изображен Хронос в виде девушки, которая раздувает одуванчик, и по обе стороны от нее бабушка и дедушка, пытающиеся поймать хотя бы один улетающий парашютик. Одуванчик в моем сознании – это символ детства и памяти. Рождаясь, цветок напитывается солнцем, как человек обрастает впечатлениями. Потом, когда наступает кризисное время, он схлопывается: в такие периоды личность переосмысливает прошлое. К концу жизни он распускается, и воспоминания разлетаются. Потомкам их не передашь. Если что-то и останется, это будет малая часть того, что с тобой происходило. Моя бабушка за месяц до смерти мне призналась: «Лен, ты представляешь, я не могу вспомнить улицу, на которой выросла. Я гоняюсь за этим воспоминанием, но не могу его поймать».

На боковой стенке будут нарисованы одуванчик и по обе стороны от него – мальчик и девочка. Здесь также заложена идея переосмысления жизни, даже скорее взросления. Да и детскую смертность никто не отменял.

– Да, я обратила внимание, что образ девочки является лейтмотивом вашего творчества…

–Я девушка, поэтому мне проще разговаривать с улицей через женские образы. Какой персонаж сейчас в тебе действует, такого и надо выпускать. Когда-то я была пацанкой, потом стала меняться, и появилась девочка. Этот образ уходит. Следующие работы будут уже про женщин.

– То есть у вас уже есть задумки, эскизы, где героиней является женщина?

– Да, уже есть. Осталось закончиться чемпионату, чтобы можно было спокойно гулять по центру и перемещаться из одной части города в другую.

– Чем был ознаменован переход от образа девочки к женщине?

– Произошел внутренний надлом. Я поняла, что не могу больше существовать в том состоянии, в котором существовала до этого. Я пришла к осознанию того, что много могу сама, но при этом я девушка, а не солдат.

«Работаю с эстетикой разрушения»

– Елена, когда вы начали рисовать? Связана ли ваша профессия с творчеством?

– Рисую я с детства. К стенкам, трещинкам, разломам у меня всегда была тяга. В первом классе меня отдали в кружок рисования, но почти сразу мама решила, что рукоделие мне пригодится больше. До одиннадцатого класса я вязала-вышивала разными способами. Сейчас я эти навыки не практикую, хотя могу, когда бывает настроение, связать носочки или шарф кому-нибудь от души. Я училась на факультете социальных наук в ННГУ имени Н. И. Лобачевского и работаю делопроизводителем, специалистом по конкурсным закупкам и секретарем. Остальное время посвящаю стрит-арту. Мама в курсе, что я рисую, и гордится мной.

– Когда появились ваши первые серьезные работы в городе?

– В 2015 году стартовал мой проект «Горький Горький». Эта серия стала узнаваемой. Она повторялась еще два года. В прошлом году я его закрыла, потому что историческая часть города исчезла. Деревянного города нет – нет и духа города.

Работа Елены Лисицы «На границе» находится по адресу: улица Шевченко, 7а. Фото Даниила Гончарского

– Вы сразу полюбили Нижний Новгород? Каким было ваше с ним знакомство?

– Впервые я здесь оказалась в 2005 или 2006 году и практически сразу влюбилась в этот город. Кубань – достаточно молодой край. У нас нет исторической архитектуры, мало зданий XIX века и фактически отсутствует деревянная резьба. Когда я приехала сюда, восхитилась тем, что увидела: здесь и глухая резьба, и прорезная, и древо жизни в горшочках, и львы. Я подумала: «Я хочу сюда, я хочу здесь жить!» Кстати, когда я приехала с Кубани в Нижний Новгород в 2009 году, я ориентировалась в городе по кошечкам Никиты Nomerz (Никиты Nomerz – организатор фестиваля уличного искусства «Место». – Прим. ред.) – это были такие визуальные точки, которые помогали не заблудиться. Взгляд цеплялся еще за теги и надписи. На Мещере я не запуталась однажды только потому, что на одном из зданий было баллончиком написано: «Агата Кристи».

Я понимаю, что сейчас влюбляюсь в Нижний еще сильнее. С этого года я начала совершать более длительные прогулки, с погружением в районы, хотя раньше город ограничивался для меня центром. Я поняла, что Сормово находится всего в часе ходьбы от моего дома. Там можно углубляться в улочки сколько душе угодно. Там другие пейзажи, атмосфера, там возникают другие персонажи.

– Сколько ваших работ живет сейчас в Нижнем Новгороде? И есть ли у вас цель благодаря своему творчеству остаться в памяти людей, запечатлеть свой след в истории?

– Честно говоря, не считала. То, что прикрепляется к стене, практически сразу пропадает. То, что нарисовано, живет дольше. Этой весной многое исчезло, так как сносили дома в центре города. В принципе я расстроилась только из-за работы «Прикосновение», потому что она достаточно личная.

Задачи остаться в памяти миллионов нет. Это уличное искусство: моя работа не будет висеть в Третьяковке, никто не будет вспоминать меня, как Рериха. Оно исчезнет даже раньше, чем исчезну я. Это «высказывание сейчас». Если бы я хотела вписать свое имя в историю, я бы себя пиарила, делала работы в более доступных и заметных местах, стремилась в галереи.

– Каким образом вы отбираете объекты, на которых должен появиться рисунок?

– Я работаю с эстетикой разрушения, обожаю развалины, руины. Гуляю по городу, вижу место и сразу понимаю, что здесь должно появиться. Дома делаю эскиз, выхожу и переношу рисунок на стенку.

– Вы не только рисуете на зданиях, но и создаете арт-объекты в городе, которые чаще всего имеют социальный подтекст. Весной этого года вы разместили арт-объект с надписью «Никто не забыт? Ничто не забыто?» на месте снесенного дома, в котором жил Герой Советского Союза Иван Усилов. Насколько я знаю, вы уже давно следили за его судьбой…

– Мой дедушка был ветераном войны. Дважды в год, 9 мая и 22 июня, из него можно было вытягивать разные истории про Великую Отечественную. Когда его не стало, восприятие праздников изменилось, но для себя я их не перестала отмечать. Общаясь с коллегами на работе, со знакомыми, я поняла, что не все помнят, что произошло 22 июня. Возникла закономерная мысль: с нашей памятью что-то происходит. Кстати, дедушка всегда скептически относился к лозунгам: «Никто не забыт. Ничто не забыто». Однажды, гуляя по городу, я выяснила, что на Малой Ямской улице, 41 находится дом, где жил Герой Советского Союза Иван Усилов. На нем была памятная табличка. Он выглядел заброшенным, и мне показалось, что его скоро снесут. На нем я разместила портрет Усилова и надпись: «Никто на забыт?» Я тогда думала: что будет с этим домом? Что будет с памятью об этом человеке? Да, невозможно помнить всех. Ну хотя бы одного, местного, можно? Через два года дом снесли. Было печально. Пропала и мемориальная табличка. К 9 мая в этом году я сделала на этом месте работу, посвященную событиям 73-летней давности. Я придумала более общую концепцию: погибший человек отпускает душу, обратившуюся в птицу, в небо. Вопросы, обращенные к людям, я написала на эластичных бинтах. К сожалению, этого арт-объекта уже тоже нет в городе.

Анастасия ЖУКОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 36 (243) 19.09.2018
Фантастика на пике моды
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512