Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Урожай летних скидок в ТРЦ Жар-Птица
Экономика
Нижний Новгород как киноград

Нижний Новгород как киноград

Считанные дни остались до начала второго фестиваля нового российского кино «Горький fest». Гостями мероприятия станут Никита Михалков, Константин Хабенский, Владимир Хотиненко, Екатерина Шпица, Ксения Лаврова-Глинка, Никита Тарасов, Анатолий Белый, Андрей Бурковский и Ирина Гринева. «Патриоты Нижнего» решили исследовать кино как возможную отрасль городской экономики.

Съемка на натуре

Нижний Новгород в постсоветское время неоднократно становился местом съемок. Это не только балабановские «Жмурки», но и первый российский киберпанк «На игре», как и сериал нового поколения «Метод» с Константином Хабенским. Как сообщил «Патриотам Нижнего» источник инсайдерской информации в «Останкино», в среднем съемочный день проектов на «Первом канале» стоит от одного миллиона рублей. Гонорар оператора-постановщика – от 300 тысяч рублей в месяц. Актеры: неизвестные – от пяти тысяч рублей за смену, средней руки – 30–60 тысяч в смену, известные – 100–150 тысяч в смену, работа звезд кинематографа стоит от 300 до 500 тысяч. Режиссер получает больше оператора, художник меньше оператора. Но многое зависит от проекта.

«Нижний Новгород является привлекательной площадкой не только для столичных кинематографистов, но и для зарубежных. В съемочный сезон в регионе работало около 10 приезжих съемочных групп. Сейчас эта цифра меньше из-за общей экономической ситуации в стране. Город привлекателен для кинематографистов прежде всего своей неотразимой живописной панорамой и колоритом. У нас можно снимать любые эпохи», – говорит Александр Кондратенко, основатель студии «Кондор».

А вот к экономической составляющей есть вопросы: для приезжих кинематографистов съемки в нашем городе нередко обходятся дороже, чем в столице. В Москве, Петербурге огромный конкурентный рынок профессиональных кадров. Проводя съемки в Нижнем Новгороде, киношникам приходится привозить большинство специалистов из Москвы. Из-за отсутствия постоянного рынка киноиндустрии в городе профессионалы уезжают, а те, кто еще не уехал, соглашаются на небольшие зарплаты и серьезно экономят московским кинематографистам бюджет.

Съемки фильма «Самый лучший день» проходили в 2015 году

Режиссер Евгений Кудельников мечтает, чтобы центр кинопроизводства находился в Нижнем Новгороде: «Для этого у нашего города все есть. И локации, где можно снимать кино самых разных жанров, и профессиональные кадры, и лояльность со стороны жителей к киношникам. Пока всем этим пользуются иногородние кинопроизводители, снимая у нас фильмы. Необходима собственная производственная база, нужно движение навстречу со стороны властей». Кино – хороший способ продвижения города, говорит Кудельников, приводя в пример Париж, где он не был, но который ему знаком по снятым в нем кинофильмам (маркетинг территорий через кино – вполне зрелый западный тренд, когда город становится равноправным участником сюжета фильма).

У нижегородского режиссера Павла Хвалеева третий фильм «Инволюция» был показан в Каннах на кинорынке Marché du Film весной 2018 года. А второй его фильм, хоррор «III», получил прокат в 34 городах Германии, после чего был куплен Netflix.

Большой успех имел у нижегородцев и фильм «Студия «Нижний» Евгения Кудельникова – он снимал его почти семь лет, бюджет составил 12 миллионов рублей.

Суровые финансовые будни

В России, как и в Нижнем Новгороде, нет финансовых инструментов, позволяющих привлекать инвестиции в кино. «Нам о подобных фондах ничего неизвестно. Дело в том, что отечественная киноиндустрия устроена несколько иначе, чем, скажем, американская или европейская. Там на бирже активно торгуются акции таких компаний, как Walt Disney или Warner Brothers. Соответственно там можно и сформировать инвестиционный портфель из акций компаний, имеющих отношение к киноиндустрии, и сам инвестиционный фонд. У нас же не торгуются не только акции кинокомпаний, но даже и компаний, имеющих хотя бы какое-то косвенное к ним отношение. Теоретически можно притянуть за уши строительные компании, транспортников, химические корпорации (все же кинопленку из чего-то надо делать). Но это именно за уши. Влияние киноиндустрии на финансовые показатели таких корпораций настолько опосредованно, что может быть отнесено к ничтожно малым. Спасением могли бы послужить акции кинотеатров или корпораций, занимающихся кинопрокатом. Но и таковых на отечественном рынке акций нет. А если что-то и появится, то это будут бумаги со столь невысокой ликвидностью, что формировать из них инвестиционный портфель – это уже занятие для любителей ходить над пропастью по колючей проволоке», – поясняет Алексей Коренев, аналитик ГК «ФИНАМ».

Государственный Фонд кино не поддерживает проекты, за которыми нет крупных киностудий или дистрибьюторов, рассказывает кинорежиссер Арсений Гончуков. Остается краудфандинг и кредиты в банках.

Правда, в 2108 году в России запущен пилот рибейта – возвращения из регионального бюджета киногруппам сумм, затраченных на съемки на территории. Общий бюджет для 10 регионов – 300 миллионов. Нижегородская область не участвует в этом процессе, хотя рибейт мог бы стать инструментом привлечения инвесторов. Возможно, «Горький fest» даст импульс развитию местного профессионального кинопроизводства, и город сможет стать полноценной производственной кинобазой.

Константин БАРАНОВСКИЙ

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 31 (238) 15.08.2018
Блестящие покупки в ТРЦ Жар-Птица
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512