Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Жилой комплекс «Цветы»
Большой разговор
Андрей Бетин: «Не может кухарка стать министром, тем более министром культуры»

Андрей Бетин: «Не может кухарка стать министром, тем более министром культуры»

В конце августа состоялся финальный этап выборов министра культуры Нижегородской области. «Патриоты Нижнего» уже рассказывали об этом прецеденте – так министра в регионе не выбирали еще никогда: подать заявление мог практически любой желающий, специальная коллегия выборщиков из самых уважаемых людей культурной общественности рассматривала кандидатуры и провела первых этап отбора. Потом были тестовые задания, очные и заочные собеседования. По итогам предпоследнего этапа экспертная комиссия выбрала пять кандидатов, каждому из которых предстоит собеседование с Глебом Никитиным. Окончательное решение примет губернатор.

Параллельно с процессом выбора министра культуры в регионе идет формирование «Команды правительства» – это должен быть высокоэффективный коллектив управленцев. Что стоит за этими названием, в чем суть новых принципов кадровой политики и может ли случайный человек стать министром – об этом мы поговорили с управляющим делами правительства и развития кадрового потенциала Нижегородской области Андреем Бетиным.

– Андрей Анатольевич, конкурс на министра культуры Нижегородской области в таком формате впервые проходит не только в нашем регионе, но и в стране. Почему решились на такой смелый шаг в кадровой политике? И почему этот эксперимент начался с министра культуры, а не, скажем, с министра промышленности?

– Ключевая фраза здесь – кадровая политика. На самом деле проект «Команда правительства» и портал команды правительства – это не про конкурс. Конкурс сейчас идет, действительно, на пост министра культуры, но в дальнейшем будут конкурсы и на другие должности и позиции. Все это – лишь одна из составляющих проекта, ключевой задачей которого является формирование среды пространства, управление жизненным циклом карьеры государственного и муниципального служащего.

Ключевые вехи: подбор, оценка, оцифровка оценки, повышение квалификации, обучение, образование. Когда мы говорим о подборе кадров, это не значит, что отбор идет только «извне». Это трансформация подходов к социальным и карьерным лифтам. Причем карьерный лифт стоит на первом месте.

Если говорить конкретно про конкурс, то в нем может участвовать любой гражданин Российской Федерации в соответствии с законодательством о государственной гражданской и муниципальной службах.

Что касается министра культуры, то Глеб Сергеевич Никитин неоднократно говорил, что назначать на этот пост того, кого он посчитает нужным, его прерогатива. Но при этом глава региона понимает, что в современной действительности кадровая политика в первую очередь должна выстраивать систему государственного управления. И эта политика должна быть открытой, понятной.

Культура – это сфера многогранная. Глеб Никитин высокообразованный человек, любит литературу, театры, классическую музыку, но в этой сфере не работал, поэтому при выборе министра культуры ему важно мнение общественности, особенно культурного сообщества.

У комиссии была непростая задача: изначально на пост министра культуры претендовали 800 человек, до очной стадии дошли 35, в финал вышли пятеро

– Так или иначе, но при таком механизме выборов министра есть ощущение, что в число кандидатов могут попасть случайные люди. Как раньше говорили, любая кухарка может управлять государством...

– Не соглашусь с вами. Даже больше:  скажу, не может кухарка стать министром, тем более министром культуры! Есть такая заезженная фраза «нести культуру в массы», но смысл ее очень важен: повышение уровня культуры каждого нижегородца, и не только...

Уровень культуры трансформирует наше мировоззрение, нашу жизнь, наш код ДНК. Что касается профессиональной компетентности, то тут есть два подхода. Кто-то считает, что министр культуры – это менеджер, который управляет различными организациями, театрами, музеями, общественными пространствами, мероприятиями. Кто-то считает, что это профессионал, который в целом работает над повышением культуры населения. Наверное, второй фактор гораздо важнее. Будущий министр культуры должен справиться со всеми задачами.

Он должен быть и хорошим организатором, и суметь собрать сильную команду не только внутри министерства, но и за его пределами. Это очень сложная задача, поэтому процесс отбора гораздо сложнее, чем может показаться.

Изначально на портале правительства проявили желание стать министром культуры более 800 человек. И на каждом этапе людей становилось меньше. Кандидаты отпадали на первых этапах не потому что не прошли процедуры, а потому что сами решили не идти дальше, осознав всю полноту ответственности. В итоге до очной стадии отбора дошли 35 кандидатов. Именно механизм открытой, доступной, публичной «воронки» позволил выбрать лучших из лучших.

– Предпоследний этап закончился пятью прекрасными женщинами. Как вы можете это объяснить? Почему мужчины не прошли в финал?

– Признаюсь, для меня это тоже было удивительно, но я уверен, что здесь какого-то гендерного фактора вообще не было.

Среди госслужащих в России мужчин больше, но на сегодня на портале правительства зарегистрировано около 60 процентов женщин. Для нас как операторов портала это было серьезным удивлением. Мы ожидали чуть больше мужчин или хотя бы равное количество. Но, наверное, женщины сегодня гораздо более активны, чем мужчины, и готовы доказывать не только себе, но и обществу, что они действительно достойны и могут работать на серьезных должностях.

Членов комиссии по выборам министра культуры тоже выбирали по конкурсу

– Что будет с не прошедшими в финал 30 кандидатами, претендовавшими на пост министра культуры? В соцсетях этот вопрос обсуждается. Некоторые говорят, что эти люди гарантированно в кадровом резерве, другие говорят – ничего подобного.

– Безусловно, все 35 человек не могут быть гарантированно в резерве. Согласно федеральному законодательству в каждом субъекте федерации должен быть резерв управленческих кадров, и в него мы планируем подобрать порядка 30 человек. Но это отдельная от конкурса на пост министра культуры траектория. Поверьте мне, там не менее достойные люди, и конкурентная среда достаточно высокая.

Если из тех 35 человек, которые претендовали на пост министра культуры, кто-то покажет результат выше, чем те, кто отбирается в резерв управленческих кадров, тогда экспертная комиссия рассмотрит возможность включения их в резерв.

Люди, которые управляют процессом отбора кандидатов в РАНХиГС, используют все лучшие методики, которые сегодня есть в России. И постоянно совершенствуют их. Ключевая методика была разработана в 2014 году. Три года понадобилось, чтобы обкатать схему, ровно по этой же технологии сегодня выбирается резерв правительственных кадров президента страны. И мы имеем возможность сравнить наших региональных кандидатов с теми людьми, которые проходили в кадровый резерв на федеральном уровне.

Могу немного ошибиться, но, по оценке РАНХиГС, более 20 российских губернаторов прошли по этой системе, дошли до финала и были назначены на свои посты; а также два вице-премьера, несколько федеральных министров. А это значит, что модель и методики, которые мы применяем, очень высокого уровня.

– Существует ли неофициальный кадровый резерв? Если по каким-то причинам кандидат не справился с тестами или у него документы не в порядке, но вы понимаете, что это неплохой человек, возьмете его на заметку?

– Формулировки «неплохой человек» при нашем подходе в принципе быть не может. Проект «Команда правительства» и создан для того, чтобы исключить все эмоциональные факторы. Главная задача – оценить не текущий срез компетентности того или иного специалиста, а его потолок, управленческий потенциал.

Мы сегодня живем в быстро развивающемся мире. И в государственном управлении нужны эффективные люди, которые быстро и качественно принимают решения. Вот именно таких людей мы и пытаемся подобрать. Поэтому фактор «нравится кандидат кому-то или нет» автоматически исключается.

Посмотрите на конкурс на должность министра культуры. Ответственно могу сказать, что до сегодняшнего этапа, до выборов этих пяти кандидатов, которые должны попасть на собеседование к губернатору, Глеб Сергеевич с ними не взаимодействовал никаким образом, не участвовал в процедурах их отбора. Он целиком и полностью доверился решению экспертной общественной комиссии, которую выбрали авторитетные в сфере культуры жители Нижегородской области.

Они выбрали лучших из лучших, а теперь стоит задача встречаться и разговаривать с каждым: есть ли у них понимание вектора развития региона, стратегии развития области, совпадают ли их взгляды со взглядами губернатора – все это очень важно.

Если взгляды будут разниться в профессиональном смысле, то это нормально – в споре рождается истина, а если они будут кардинально разниться в идейном смысле, то из такой работы ничего хорошего не получится.

– Если коротко определить характер новой кадровой политики, это поиск профессионалов или поиск молодых кадров? И не противоречит ли одно другому?

– Совершенно не противоречит. Сейчас активно обсуждается вопрос о том, что образовательную систему нужно кардинально менять, потому что у нас появляется так называемый «серебряный возраст». Это когда люди за 40 продолжают двигаться в своей профессии, но учились-то они один раз в жизни – получали высшее образование с 17 до 21 года.

В быстроменяющемся мире через 20 лет знания, полученные в университете, устаревают, но не у каждого есть инициативность или возможность получить дополнительное образование. Сейчас во всем мире идет бурное обсуждение того, что в 40–50 лет надо снова идти в университет и получать образование, чтобы иметь возможность поменять профессию. Нужен новый этап образования, только так люди смогут быть подготовлены к жизни. Я давно занимаюсь кадрами и видел многих людей 65 лет с энергией 25-летнего и 35-летних с потухшими глазами.

Нижегородской области сегодня нужен прорыв. А это значит организовать работу на всех уровнях максимально эффективно, чтобы все параллельные структуры имели свои функциональные задачи, чтобы не было локальных участков. Служащие, в свою очередь, не должны защищать узкие интересы какой-то отрасли, а взаимодействовать как друг с другом, так и с населением.

Когда государственные и муниципальные служащие будут понимать, что они получают зарплату из налогов, которые платит гражданское общество, тогда мы сможем поменять менталитет и отношение к делу. С другой стороны, и общество должно проявлять больше инициативы. Только при таких условиях можно достичь желаемых результатов на благо региона.

Елена ВОЛИСОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 39 (246) 10.10.2018
Подарки ко Дню рождения ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512