Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Новогодние подарки в ТРЦ Жар-Птица
Культура
Кирилл Вытоптов: «Театральный дурдом как святая святых»

Кирилл Вытоптов: «Театральный дурдом как святая святых»

Репетиции шли в Нижегородском театре драмы в последние недели накануне премьеры с 11:00 до 23:00. Но режиссер Кирилл Вытоптов нашел время рассказать нам о замысле постановки.

221-й театральный сезон стартует 12 сентября спектаклем «Без вины виноватые» (16+), который содержит немало сюрпризов для нижегородского зрителя. Возникнут новые персонажи, а известных нам героев сыграют одновременно несколько актеров.

Театральный эксперимент

– Один из главных вопросов, связанных с премьерой: почему была выбрана именно эта пьеса?

– Мы с Борисом Петровичем (Кайновым, директором театра. – Ред.) продолжительное время обсуждали варианты названия будущей постановки. И сразу поняли, что это должна быть классика. Было отринуто много встречных предложений с обеих сторон. И театр, и я оказались требовательными, что меня только радует. В итоге мы решили, что «Без вины виноватые» – пьеса известная, но не самая ходовая у Островского, во всяком случае не так часто ставится. Это не сезон «Гроз» или «Бесприданниц», когда в год выходят три одноименных спектакля. Я подумал, что мой выбор может оказаться достаточно свежим решением.

Плюс в пьесе есть сильная женская роль. Хотелось поработать с Ольгой Береговой, сделать для нее крупную работу. Как у настоящей русской артистки, в ней есть глубина, женственность, лиризм, и вместе с тем мы решили одеть ее в своеобразную кольчугу – придать силу, чтобы она обрела новый актерский стержень. Все сошлось: и название, и актриса, и (я надеюсь) результат.

– Расскажите, почему у героев возникает «растроение»?

– Попытка разбить персонажей на нескольких актеров – вещь в театре достаточно опробованная, чтобы увести от линейного восприятия истории, не дав зрителю просто следить за сюжетом. В этом приеме появляются театр и искусство. У нас один женский персонаж разбит на три разных типажа – и это разные женщины. Для человека, не читавшего пьесу, на мой взгляд, это не станет препятствием. Настолько много хороших артисток в театре, а женских ролей всего две, поэтому мы их искусственно нарастили.

Незнамова мы разбили на три отражения. Я отталкивался от сюжета, по которому мать потеряла ребенка и ищет своего сына по белу свету, испытывая огромное чувство вины. Оно ведет ее по жизни, заставляя выбрать артистический путь. Это такая сублимация и переработка боли. Она называет себя человеком галлюцинирующим – у нее очень развито воображение, и потому ей легко представить что бы то ни было. Для нее это попытка встретиться с возможными проявлениями сына, в той или иной ипостаси.

Ольга Берегова в образе главной героини – Кручининой. Фото Георгия Ахадова, предоставлено пресс-службой театра

– Зрителей не отпугнет ваш эксперимент?

– Мне кажется, не нужно бояться – ничего принципиально страшного не произойдет. Дело не в глумлении или издевательстве над классикой. Моя задача была предельно простой: увидеть эту пьесу, забыв о дате ее написания. Важно было понять, что за люди и психотипы там действуют, чему написанному в XIX веке мы бы поверили в реалиях сегодняшнего дня. Какие-то вещи мы доводим до гротеска и абсурда – там есть дикие решения. Но мне хотелось сделать их логичными и понятными для всех.

– Пришлось изменить пьесу?

– Текст мы не дописывали, просто реплики раздали разным людям. Где-то присутствует архаика языка Островского – с ней мы играем, и тогда она звучит как музейный экспонат. Какие-то слова ретушировали и довели до кинозвучания, чтобы они стали предельно нейтральными.

– Если театр – это зеркало, то что отразит ваш спектакль?

– Постановка отражает скорее мой внутренний мир. Это далеко не объективная реальность. Я только реализую на сцене свои достаточно скромные представления о сегодняшнем дне. Актуальность этой пьесы в том, что по-прежнему есть люди, готовые делать хорошие дела. Эта история, с одной стороны, про театр, а с другой – про людей, которые имеют к нему отношение как покровители и как поклонники. Сегодняшний актер, если он настоящая личность, выходит за пределы профессии. Это общественный деятель, который будет защищать «униженных и оскорбленных» – свою энергию, связи, медийную известность применять для помощи другим людям. Говоря об артистке Кручининой, мы подразумеваем именно такого человека. Я не имею в виду кого-то конкретного, как прототип, но такие образцы для подражания есть: Чулпан Хаматова, Константин Хабенский…

На пресс-конференции подробностями премьеры заинтриговали (слева направо): директор театра  Борис Кайнов, художник Нана Абдрашитова, режиссер Кирилл Вытоптов, руководитель литературно-драматургической части Тамара Яровикова

– Как проходил кастинг?

– Я не ожидал такого наплыва – пришло человек 30. Кастинг был жесткий в части заданий, когда я проверял их способность к эксцентрическим решениям. Просил играть не конкретные ситуации, а что-то совершенно перпендикулярное. И смотрел, готов ли он (условно) сыграть «дурдом на пустом месте», отключив психологию, отдаться чистой радости актерской игры.

– Чем вас привлекла пьеса?

– Мне интересен такой тип героев. С одной стороны, это артистка, которая готова встретиться с неприглядной реальностью. С другой – молодой актер, который ищет ответы на свои вопросы. Один из ключевых символов – у Незнамова на груди есть медальон, подаренный матерью. Он спрашивает: «Для чего нам оставляют такие вещи? Ведь эти сувениры жгут нашу грудь», – и если мы посмотрим на эту ситуацию шире, то выйдем на общечеловеческую тему сиротства. Все мы в какой-то момент остаемся без родителя, учителя… и подсознательно ищем такого человека, который бы смог нас направить. А медальоном может быть талант, который ты не знаешь, как применить. И везде оказываешься невостребованным. Тогда вся биография идет наперекосяк, среда выталкивает, и никто не может тебя понять.

– Жанр премьеры обозначен как «высокая комедия». Что это означает?

– Смотреть только на каблуках или из амфитеатра (шутит). У нас нет цели, чтобы все в зале гомерически хохотали. Мы идем за Островским, который впервые соединил два жанра: мелодраму и комедию – историю об обманутой девушке с комическими элементами. Жанровая определенность для того века была очень важна. Зритель точно знал, чего ждать от спектакля. Вдруг тут посреди слез начинается смех. И для сегодняшнего человека это понятное ощущение, когда от трагического до смешного – буквально всего ничего.

Творческо-семейный тандем

Художник спектакля – жена режиссера Нана Абдрашитова. Многим читателям покажется знакомой эта фамилия, и неслучайно – это дочь известного российского кинорежиссера Вадима Абдрашитова. Как она рассказала: муж настаивал на том, чтобы костюмы обошлись «без рюшечек», которые все же у пары персонажей присутствуют. Он говорил метафорой, подразумевая излишнюю театральную декоративность.

– Если в премьере будет «хулиганство», то останется ли время Островского в оформлении и эстетике?

– Частично да. Как и в режиссуре, так и в костюмах есть некие цитаты – прием «спектакль в спектакле», когда прошлое возрождается на сцене. Конечно, это не историческая реконструкция, но все будет соответствовать. Так как спектакль про современных артистов, в определенный момент они должны разоблачиться и надеть иные костюмы. Конечно, здесь присутствует эклектика и гротеск двух эпох, но я старалась их объединить и соблюсти единый стиль. Я надеюсь, что все получилось сделать достаточно зрелищно.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 48 (255) 12.12.2018
Фантастика дарит подарки
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512