Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Новогодние подарки в ТРЦ Жар-Птица
Простые нижегородцы
Встреча с автолегендой

Встреча с автолегендой

В конце 1988 года – 30 лет назад был собран последний легендарный автомобиль «Чайка». Но уже в следующем году исполнится 25 лет, как была выпущена первая «Газель» – не менее известная марка в нашей. Обе машины стали символами минувшей эпохи. О судьбе их конструктора, создателя ГАЗ-24 и «Чайки» ГАЗ-14, авторе бренда «ГАЗель», пойдет речь в нашей статье.

О любимом увлечении, ставшем судьбой, рассказал в прошлом заместитель главного конструктора Горьковского автозавода (1993–2001 годы), заслуженный машиностроитель России Владимир Никитич Носаков.

Неизвестные факты знаменитых проектов

Скромный конструктор Владимир Носаков, как оказалось, был создателем снегохода «Буран», разработанного в Горьком, хотя производился тот в Рыбинске.

Как вспоминает Владимир Никитич, задолго до его прихода на ГАЗ, в практике отечественного автопрома в дизайне обязательно присутствовала советская символика. Но на экспорт в зарубежные страны автомобили «Победа», выпускавшиеся с 1946-го по 1958 год, со звездами на бампере (по распоряжению Георгия Жукова), не были востребованы. Поэтому в истории остались оба варианта их исполнения.

И позже многие решения по запуску той или иной модели, выбору или закрытию проектов спускались сверху. К примеру, вездеход в свое время был сделан лично для Брежнева, который увлекался охотой.

АВТОбиография

В прошлом году в издательстве «Кварц» вышла книга с символичным названием «АВТОбиография в рисунках и фотографиях», куда вошли графические работы, фотографии и рассказ о ключевых вехах жизни интересного человека. Ассоциация книгоиздателей России по итогам конкурса включила ее в число 50 лучших региональных изданий за 2017 год.

Автор на ее страницах делится воспоминаниями, как создавались известные модели горьковских автомобилей. И какими бы ни были смелыми дизайнерские предложения, они вынуждены были подчиниться практическим задачам. Далеко не всегда проекты на бумаге переходили в конвейерное производство. Черные «Волги» в свое время были символом номенклатурных работников, знаком престижа и принадлежности к касте особых людей. По этой причине не было реализовано предложение Носакова о создании линейки многофункционального «универсала» (пикапа с высокой крышей) на базе «Волги».

О том, как было придумано название «ГАЗель», Владимир Никитич рассказывал уже много раз. Но насколько просто звучит с его слов то, как все было на самом деле, тем невероятнее кажется эта история сейчас. Пригласил к себе главного конструктора в пятницу генеральный директор Николай Пугин: «Давайте так, чтобы в понедельник было название». «Но я не стал ждать, пришел на следующий день и положил на стол написанное на бумаге одно слово: ГАЗель», – вспоминает Носаков. И уже через час на листке стояла резолюция: «Принято. Согласен. Пугин».

История застройки Автозаводского района в фотографиях

Фотографируя свою семью и родные улицы, Владимир Носаков оставил нижегородцам богатое фотонаследие. Вместе с детьми рос и его родной район.

На месте пустырей и поселков, постепенно сменяя тихую деревенскую жизнь на спально-промышленные кварталы, в запечатленных мгновениях предстает судьба самого большого района города – Автозавода. Идеальный по планировке город строителей светлого будущего создавали и обживали люди труда. Подобно отечественным автомобилям, функционально и четко новые строения отвечали практическим задачам.

Лишенные дизайнерских украшений и излишеств, жилые дома и административные здания хрущевско-брежневского периода сегодня относят к понятию «советский модернизм» и изучают как отдельный предмет молодые архитекторы.

Авторские рисунки

Кроме того, Владимир Никитич – талантливый художник. Как нетрудно догадаться, главными героями его работ являются автомобили. Читатели старшего поколения могут вспомнить «рентгеновский» рисунок «Чайки» в журнале «За рулем» 1977 года, на которой предстала внутренняя, обычно скрытая часть машины. Он был сделан им вручную, что современным дизайнерам трудно представить и тем более повторить без компьютерных программ.

Он родился в семье военного в Орле. Учился в школах Томска и Свердловска, а окончил школу с серебряной медалью в Кирове, откуда и приехал в Горький поступать на автомобильное отделение политехнического института. Интересный факт: конкурс среди золотых медалистов был так высок, что его – с серебряной – не взяли, и пришлось идти, куда брали – на кафедру кузнечно-прессовых машин. Но позже он смог перейти на отделение своей мечты.

Рисовать машины он начал еще в раннем детстве. В послевоенные годы было мало развлечений. Но во дворе был гараж – мечта всех мальчишек и место, где он проводил свободное время. Позже, связав свой путь с авто, он навсегда запомнил книгу Юрия Долматовского «Повесть об автомобиле» (1950), изменившую его жизнь. Спустя много лет, так распорядилась судьба, он учился у ее автора.

В студенчестве он продолжал рисовать, порой и на том, что было под рукой. Несколько его зарисовок были сделаны из окна общежития, где он, сидя на подоконнике, запечатлел площадь Лядова на оборотной стороне чертежа. В книгу вошло много отсканированных работ из личного архива.

Послесловие

В социальной сети Facebook, в группе «Город Горький: его уже нет», где горьковчане делятся воспоминаниями и историческими фактами, сотни, если не тысячи фотографий выложены фотохроникером Владимиром Носаковым. Потомки еще многие годы спустя будут изучать прошлое по его пусть любительским, но очень качественным снимкам.

После выхода пенсию в 2008 году Владимир Никитич продолжает трудиться. Он является доцентом кафедры «Технологии транспортных процессов и систем» Мининского университета.

 

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 47 (254) 05.12.2018
Фантастика дарит подарки
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512