Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Покупай – подарки получай в торговых рядах Жар-Птица
Культура
Роковые страсти «Чародейки»

Роковые страсти «Чародейки»

Наименее известная опера Чайковского «Чародейка» (1887 год), повествующая о событиях, происходящих в Нижнем Новгороде в конце XV века, никогда не была обделена вниманием Нижегородского (Горьковского) театра оперы и балета имени Пушкина. Шестую по счету постановку, премьеру этой оперы (12+) представили 26 октября.

Легендарная Кума, чье имя, по некоторым версиям, дало название Канавинскому району (Кума – вина), была хозяйкой разудалого постоялого двора, куда причаливали многие путешествовавшие по рекам и приезжали специально с верхнего берега Нижнего Новгорода. В либретто Ипполита Шпажинского Настасья – молодая веселая вдова, но в этой постановке она – вовсе не озорная насмешница, а самодостаточная, статная и опытная «бизнесвумен», как если бы речь шла о наших временах. На премьере титульную партию пела Аида Ипполитова. Сильный, уверенный голос, мощное исполнение в драматических сценах убеждают – кому, как не ей, под силу такая сложная роль. В других составах Чародейку играют Екатерина Ефремова и Нина Товстоног. Поклонникам театра наверняка будет интересно сравнить их исполнение.

Костюмы и декорации (художника-постановщика Ивана Совлачкова), время и место действия в опере не изменили первоисточнику – это традиционная версия известного трагичного сюжета, где в первом действии события разворачивается на фоне знакомого нам кремля, тогда еще белого цвета. В основе конфликта семейный многоугольник сложных взаимоотношений, замешанный на чувствах мести и любви. По количеству смертей и коварных интриг произведение могло бы поспорить с драмами Шекспира.

В сопровождении старого дьяка Мамырова (Михаил Наумов) к Куме прибывает князь Кулятьев (Владимир Боровиков). Словно в сказке – непривычно для наших подмостков, но достаточно реалистично – герои перемещаются в глубине сцены на небольших лодочках. Присутствие в канве оперы водной стихии – одна из характерных примет режиссера-постановщика Вадима Милкова-Товстоногова (Санкт-Петербург). Во всех его предыдущих работах, поставленных в нашем театре: «Пиковая дама», «Отелло», «Мадам Баттерфляй», «Русалка», – будь то река или море, они становятся одним из действующих лиц, соучастником событий. Так, в «Чародейке» незваные гости переплывают Оку, чтобы ликвидировать знаменитую корчму. Позже три главных персонажа найдут в ее водах последний приют.

Начало оперы плотно населено обитателями постоялого двора – впечатляет количество сцен с участием хора театра. Правда, размеры сцены достаточно ограничены и не всегда позволяют передать масштаб происходящего. В атмосфере удалого кутежа разыгрывается мелодрама, в которых Князь, испив поднесенную Настасьей чарку, словно околдованный, влюбляется в нее, забыв цель визита, а заодно и законную семью. И теперь уже гнев Князя приходится на седую голову Мамырова – толпа издевается над ним, а Кума смеется, заставив плясать с шутами и не подозревая, к чему все это приведет. В финале зелье в чарке выпьет она сама, приняв напиток из рук оскорбленной жены Князя, переодевшейся в странницу.

В следующей сцене опостылевшая жена – страдающая Княгиня (Елена Шевченко) пытается взывать к разуму супруга, но это приводит лишь к новой ссоре. Оскорбленные чувства, подтачиваемые рассказами Мамырова, приводят к слежке за неверным мужем. Сын – княжич Юрий (Александр Зубаренков) близок к позиции матери – становится противником, а позже и соперником отца в борьбе за сердце Настасьи.

Драматургический конфликт нарастает постепенно, и, по традиции, наиболее удачен финал – кульминационный и зрелищный. В напряженной третьей части оперы задействованы визуальные эффекты, которые наверняка понравятся современному зрителю.

Влюбленные пытаются бежать, но родители Юрия становятся причиной их гибели. Между тем ожидаемого эффекта сострадания главным героям не всегда удается достичь из-за «особенностей» режиссерских решений. Так, в сцене смерти Настасьи позади нее проносят муляж туши огромной медведицы. Впрочем, охотники легко бросают добычу, скатившуюся словно мягкая игрушка с помоста, и бегут помочь к умирающей Куме. Проводится нехитрая параллель между забитым животным и отравленной Настасьей. Но, надо признать, исполнение хором последней сцены «Чародейки» стало настоящим потрясением для нижегородской публики.

Чтобы выдержать хрупкий баланс звучания между солистами на сцене и оркестром, учитывая сложную акустику зала театра, необходимо время – дать спектаклю по-настоящему сыграться. Пока же с гармоничным сочетанием голосов и музыки есть проблемы, а до конца года показы оперы запланированы с частотой один раз в месяц, что для премьеры объективно мало. Спектакль получился ярким, запоминающимся, сложным в исполнении и порой неожиданным по восприятию отдельных сцен.

Наших читателей мы приглашаем на следующий показ оперы – «Чародейка» откроет ежегодный фестиваль «Болдинская осень» 15 ноября.

 Ольга ПЛАКСУНОВА

 Фото Андрея АБРАМОВА

 

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 44 (251) 14.11.2018
Подарки ко Дню рождения в ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512