Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Новогодние подарки в ТРЦ Жар-Птица
Экономика
Овес нынче дорог…

Овес нынче дорог…

Цены на бензин – не только экономически, но и социально значимый параметр. Потому что удорожание бензина отражается в итоге на конечной стоимости товаров в ретейле, который не может обходиться без автомобильных перевозок. Что же происходит на рынке бензина?

Крупные продавцы топлива начинают и выигрывают

До картельного сговора на рынке топлива далеко, но ситуация – типичная олигополия. То есть несколько крупных продавцов контролируют ситуацию и манипулируют ценами. Есть независимые АЗС, но они погоды не делают хотя бы потому, что сами зависят от поставок топлива крупными продавцами.

Например, есть острый дефицит дизельного топлива как минимум в 40 российских регионах, рассказывает президент Независимого топливного союза (НТС, объединяет владельцев независимых сетей АЗС и трейдеров) Павел Баженов, так как независимые заправки по всей стране не могут купить дизельное топливо у нефтяников мелким и средним оптом: «Цены на товар в опте выставляются выше розничных – тех, по которым сами крупные компании продают бензин и дизель у себя на заправках». Аналогичная ситуация с бензином, хотя его недостаток и незаметен невооруженным глазом. «На мелких розничных топливных рынках возникла ситуация, связанная с федеральными событиями. Совсем недавно мы получили поручение от Антимонопольной службы провести внеплановые проверки с целью исследования индикативного уровня цен на топливо, разработанных правительством РФ и нефтяными компаниями для нашего региона», – поясняет Михаил Теодорович, руководитель УФАС по Нижегородской области. Внеплановые проверки АЗС должны показать, не превышает ли розница индикативный уровень цен на горючее в регионах более чем на четыре процента.

Глава Российского топливного союза (РТС) Евгений Аркуша отмечает скрытый рост цен: если дорожает топливо, то увеличиваются расходы автоперевозчиков, что, в свою очередь, ведет к росту цен на все товары.

Правительство принудило крупных игроков топливного рынка сдерживать цены. С конца октября правительство РФ и нефтяные компании установили фиксированные цены на бензин и дизельное топливо до 31 марта 2019 года для каждого региона. В Нижегородской области стоимость АИ-92 не должна превышать 52,47 рубля за литр, АИ-95 – 55,78 и дизель – 49,42. До конца года по всей стране цена на топливо должна быть на уровне июня 2018 года, в дальнейшем они должны будут расти не быстрее инфляции. Об этом объявил вице-премьер Дмитрий Козак.

При этом с 1 января в России должен заработать налоговый маневр, подразумевающий постепенное снижение экспортных пошлин и повышение НДПИ (налога на добычу полезных ископаемых).

Антимонопольный мониторинг

Нижегородские антимонопольщики утверждают, что сложившаяся схема реализации топлива на розничном рынке становится экономически невыгодной, так как политика крупных компаний не способствует прибыльности продаж независимой розницы. В частности, недостаточным является объем поставляемого на мелкооптовый рынок топлива. В частности, Михаил Теодорович отмечает, что нефтяные компании намеренно создают напряжение, вследствие чего доля розницы в общем объеме рынка может сократиться вдвое: с 20 до 10 процентов. «Мы озабочены тем, чтобы существующий в границах Нижегородской области розничный рынок топлива чувствовал себя уверенно», – говорит Теодорович.

В Нижегородской области цены на все виды топлива, кроме газомоторного, были стабильны с мая по сентябрь. По данным УФАС, средняя розничная цена на АИ-92 в Нижегородской области составляла 41,1 рубля, на АИ-95 – 43,9, на дизельное топливо – 43,5.

Михаил Теодорович пояснил, что мониторинг цен затрагивает только заправки компании «Лукойл», поскольку именно эта корпорация в значительной степени определяет ценовую политику в целом на топливном рынке.

К слову, еще с лета ФАС ведет усиленную борьбу с картелями в Нижегородской области, сообщил начальник управления по борьбе с картелями ФАС России Андрей Тенишев.

Он считает, что ситуация с картелями в Нижегородской области довольно запущенная, однако в ближайшем будущем она кардинально изменится, поскольку возможность ФАС использовать материалы оперативных органов значительно повышает результативность работы по выявлению нарушений. Правда, на топливном рынке картели пока не выявлены.

В случае подтверждения нарушений компании должны выплатить штраф до половины максимальной цены контракта, независимо от того, какая именно фирма выиграла конкурс. Руководителям компаний грозит до семи лет лишения свободы.

 Константин БАРАНОВСКИЙ

 Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 49 (256) 19.12.2018
Время фантастических скидок в ТРЦ Фантастика
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512