Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Фантастика модные подарки
Большой разговор
Николай Карякин: «Наша задача – максимально адаптировать ребенка к школе»

Николай Карякин: «Наша задача – максимально адаптировать ребенка к школе»

В Нижнем Новгороде завершается первый этап совместного проекта мэрии и Приволжского медуниверситета «Здоровое будущее». Это пилотный проект по раннему выявлению проблем психологической адаптации у детей первого и второго классов. Дело в том, что школа и в особенности второй класс, когда начинают детям выставлять оценки, всегда были стрессом для малышей. Сейчас, когда благодаря телевидению и интернету дети ежедневно впитывают огромные потоки информации, проблема стала еще серьезней. Что выявило исследование, нам рассказал ректор Приволжского исследовательского медицинского университета, доктор медицинских наук Николай Карякин.

– Николай Николаевич, как родилась идея такого проекта?

– Идея родилась совместно у нас как медицинского университета и у мам, которые пришли к нам и рассказали о проблеме. Эта проблема, по словам мам, звучит следующим образом: у меня совершенно замечательный ребенок, мы много занимаемся и вкладываем в него, он уже год или два ходит в школу, но, несмотря на его и наши старания, на хороший класс и хорошего учителя, мы видим, что у нас не всё получается. И далее каждая мама формализует по-своему – проблемы у каждого свои. В большинстве случаев врач понимает, что здесь не проблемы педагогики, здесь проблемы психологии, которая как закрытая дверца – нужно просто подобрать к каждому ребенку свой ключик и открыть его, то есть снять психологический блок на новую нагрузку, которая называется «школа».

Школа в жизни ребенка порождает очень серьезный стресс. Он впервые за семь лет своей жизни начинает получать оценки. Из игры это переходит в тему конкуренции с другими детьми, и он может начать «закрываться», если что-то не получается. Наша задача – поймать эти начальные формы и помочь ему адаптироваться к новым условиям, помочь ребенку стать доступным системе образования. Поэтому задача этого проекта, во-первых, найти таких детей – обычно это совершенно замечательные дети, но в общем классе они «теряются». Чем раньше начинаешь работать с таким ребенком, тем быстрее можно добиться результата. Вторая задача – понять, что же происходит с ребенком.

Начало учебы в школе для многих детей становится стрессовой ситуацией, поэтому важно помочь им адаптироваться к новым условиям

– Наверное, у каждого ребенка свои проблемы?

– Да, в рамках этого проекта мы увидели, как и ожидали, что однотипных детей нет. Есть группы различных проблем. Казалось бы, есть школьный психолог и ему можно получить их решение. Но нет! У нас в медуниверситете работают клинические психологи – именно они нужны на определенном этапе, после чего ребенок полностью возвращается в обычную школу, осваивает общеобразовательные программы. Ему, как и всем нам, полезно периодически контактировать со школьными психологами, но мы понимаем и верим, что в дальнейшем у него будет все хорошо.

– Специалисты говорят, что проблемы исчезнут, если перестать ругать детей. Как перестать это делать, дайте совет, пожалуйста.

– Мы ругаем не детей, мы ругаем свою агрессию или неспособность справиться со стрессом, когда ребенок капризничает. Это агрессия на самом деле к себе, а не к ребенку, только страдает от нее ребенок.

После наших бесед мамы на подобные ситуации начинают смотреть иначе – они перестают быть внутри ситуации, а поднимаются над ней.

Почему мы не знаем такие очевидные вещи? Наверное, потому что в детстве об этом с нами не говорили, и в студенчестве тоже. Нам не давали этих знаний. Нас учат читать, писать, залезать в интернет, но не учат культуре семьи и культуре взаимоотношений родителей и ребенка.

Есть такое понятие, что родители учатся на первом ребенке – это точно! Второй и третий живет уже в других, более комфортных условиях. Поэтому при воспитании первого ребенка в половине случаев надо говорить себе – остановись! Со вторым будет легче.

В Приволжском медуниверситете уже подвели предварительные итоги пилотного проекта «Здоровое будущее»

– Что конкретно было сделано в рамках этого проекта?

– Проект состоит из трех частей. Сначала – массовый скрининг. Мы начали с детей из вторых классов. В 2019 году мы планируем провести исследование уже первоклассников по итогам третьей и четвертой четвертей – к этому времени у них прошел первый этап адаптации и уже видно, кто из них не успевает, у кого не сформирован почерк, кто неусидчив и не воспринимает материал.

Скрининг состоит из двух частей: анкета, которую заполняет мама, и анкета, которую заполняет педагог. Если мама почему-то считает, что ее ребенок не должен участвовать в скрининге, это ее полное право, и он не будет участвовать в скрининге. После анкетирования и анализа анкет около 10–15 процентов детишек мы приглашаем к себе на консультацию – это второй этап проекта. Причем приходят даже те, кого мы не приглашали – мамы говорят: «Вы нас не пригласили, значит, у нас все нормально, все хорошо, но у нас есть вопросы». И в этой ситуации мы никому не отказали. Есть вопросы – приходите.

Причем, так как мы представляем медицинское учреждение, для нас важно соблюдение закона о персональных данных и того, что мы называем медицинской тайной. Поэтому мы у каждой мамы спрашиваем разрешение, если педагоги нас просят детально рассказать о конкретном ребенке. Нам далеко не все мамы дают это разрешение – и тогда педагог не получает конкретной информации, мы ему рассказываем только в целом о проблеме. Если мамы письменно дают разрешение дать обратную связь по своему ребенку, то педагогу мы сообщаем информацию. В общей сложности около 10–15 процентов мам попросили этого не делать – сказали: «Мы вас услышали, с педагогом переговорим сами». И это тоже полное право родителей.

По итогам очной диагностической консультации около 30 процентов детей получают рекомендации продолжить занятия с нашими психологами во второй половине дня: два-три занятия в неделю в течение нескольких месяцев.

Как раз в январе этот период закончится, и мы проведем повторное очное тестирование этих ребятишек и надеемся увидеть реальные результаты. Пока могу сказать, что в пилотном проекте участвовали более 1000 деток. В сентябре мы стартовали. К ноябрю прошел скрининг 2000 анкет, около 300 человек прошли наши консультации – их проводил не один специалист, это была мультидисциплинарная команда. Еще около 90 человек прошли очный цикл.

– Предварительные результаты уже есть? Есть эффект от работы?

– Самое главное, что мы видим позитивный и удивительный для нас массовый отклик с обеих сторон. Со стороны школ – там подчеркивают, что дети изменились в лучшую сторону, и со стороны родителей, которые также замечают положительные результаты.

Все это нам это очень приятно, но медицина все-таки более или менее точная наука, поэтому важно не делать предварительных выводов и заключений, а дождаться окончания проекта. Мы сверим анкеты в начале исследования и в конце и тогда получим уже более интересные выводы. Но то, что этот первый опыт уже имеет позитивный отклик, мы в этом уверены.

– И все-таки, по первым предварительным данным, какие основные проблемы у детишек и как они решаются?

– В первую очередь это синдром гиперактивности. Ребенок ведет себя очень активно, но активность всегда сопровождается быстрой утомляемостью – он перестает усваивать информацию, отвлекается и не воспринимает материал.

Кроме этого, есть различные нарушения письма. Это надо вовремя заметить и восстанавливать нормальное письмо, потому что как ребенок пишет, так он думает. Разорванное письмо, ошибки в написании – это отражение работы мозга, именно поэтому при подобном нарушении нужна помощь психолога.

Самая главная задача проекта – на раннем этапе формирования личности ребенка помочь ему адаптироваться в новых социальных условиях, потому что школа – это первый в жизни каждого ребенка случай попадания в эту массовую социальную среду.

– В целом у современных детей стало больше психологических проблем?

– Сейчас медицина развивается, так что мы стали больше обращать внимания на то, до чего раньше просто не доходили руки. Мы стали уделять внимание тонким вопросам сохранения здоровья здоровых. Не только лечим, но и стараемся на самых ранних этапах помочь ребенку.

– Возможно, многие детские проблемы идут из семьи?

– Конечно, вся психологическая работа с ребенком – это на 50 процентов работа с его семьей. Бывают ситуации, когда через пять минут общения с ребенком психолог задает маме вопрос – что у вас сейчас в семье происходит. Причем важно не только взаимоотношение мамы с мужем и папой ребенка, важны отношения с другими родственниками – и тогда сразу все раскрывается, и мы видим причинно-следственную связь. Ребенок – это зеркало семейных проблем. К счастью, родители в большинстве своем это тоже понимают. Мы видим от них очень большой запрос. Когда мы проводили эти встречи, собирались полные залы – это говорит о подготовленности родителей воспринимать подобную информацию.

Бывают ситуации, когда ты объясняешь направление лечения, а твой пациент говорит: «Нет, вы ошибаетесь», – и это очень плохо, потому что вы все равно встретитесь с ним через год, но время будет уже упущено. А здесь мы видим открытость на самом старте.

Мы надеемся, что этот проект будет растиражирован на другие города региона. Мы видим своей задачей охватить большие когорты здоровых людей.

На следующем этапе часть работы мы уже переложим в интернет, причем только на наши сайты. Это будет удобнее родителям и позволит охватить большее количество детей.

– Как бы вы сформулировали главную цель проекта?

– «Здоровое будущее» – это название проекта, и оно очень емко отражает его цель.

Начальная школа прежде всего нацелена на воспитание ребенка, закладывание базовых социальных функций, его адаптацию к нашему миру. И если эта адаптация на начальном этапе будет в силу любых причин надломлена, то дальше, даже если ребенок приспособится, он потратит на это лишнюю энергию.

В медицине есть такое понятие – цена адаптации. Чем позже ты начнешь с пациентом работать, тем цена адаптации выше. Поэтому наша задача – снизить цену адаптации к социальной жизни, чтобы ребенок легко вошел в будущую взрослую жизнь.

Человек за последние 1000 лет не изменился: ни мозг, ни сердце, ни тело, а информационный поток, который идет на нас, вырос колоссально за последние десять лет.

Наши дети получают столько информации, сколько наши родители даже представить себе не могли, а функция мозга – та же самая.

Поэтому наша задача – чтобы ребенок был максимально адаптирован к активной социальной жизни. А если не получается у него, значит, надо быстро подставить плечо – тогда он снова станет на ноги и продолжит путешествие в наш взрослый мир.

 Елена ВОЛИСОВА

 Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№14 (271) 17.04.2019
Поймай свою удачу в ТРЦ Жар-Птица
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512