Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Фантастический блогер от ТРЦ Фантастика
Культура
Раскол мира

Раскол мира

Премьера спектакля «Тарас Бульба» (16+) в Нижегородском театре драмы – настоящее событие для театральной жизни Нижнего. А для исполнителя главной роли заслуженного артиста РФ Сергея Блохина эта работа равноценна творческому бенефису.

Режиссер-постановщик Олег Липовецкий и все создатели спектакля (единой творческой командой) смогли по-новому раскрыть всем известное, но с юных лет подзабытое хрестоматийное произведение.

Мало что поменяв в оригинальном тексте, режиссер вывел на первый план мотивы поступков главного героя, обострил драматургический конфликт и на крупных работах, на контрастах смог представить зрителям неожиданный образ Тараса, как говорят сегодня, – «политтехнолога» казачьей Сечи. Как умело он манипулирует односельчанами, меняет руководителей и настраивает вояк, при этом находясь чуть на отдалении, сам не стремится занять главные посты. При помощи какого-то природного инстинкта, звериным чутьем управляет он стихией толпы, разжигает конфликты и направляет их в нужное ему русло. Такого Бульбу мы точно не «проходили» в школе, где многие строчки Гоголя были просто вырезаны.

Казнить или миловать Янкеля – решает Тарас

За лихое и безрассудное желание развязать локальный конфликт, чтобы тем самым, как сказали бы сейчас, провести образный «обряд инициации», означающий этап взросления для его сыновей, расплатой в итоге стала смерть всех близких главного героя. Структура постановки выстроена так, что спектакль начинается с поля брани, где на авансцене лежат убитые, и заканчивается, закольцовывается в финале тем же визуальным приемом. Сапоги, которые надевают артисты вначале и снимают умершие по сюжету персонажи, – символичный знак перехода из мертвых в живые и обратно. Недаром в кульминационной части спектакля вся сцена будет завалена принадлежавшей кому-то обувью. Их владельцы исчезли, а добыча (материальные выгоды) – ничто перед трагедией человеческих жертв.

Словно вспоминая вместе со зрителями, с чего же все началось, где произошла та роковая ошибка, как на предсмертной исповеди, Тарас вновь проживает свою жизнь. Нелегкое, сильное по эмоциям зрелище рассчитано на взрослого, думающего зрителя. Жестокий мир войны, где сострадание кажется слабостью, а побеждает дремучая, беспощадная сила. Но великая сила искусства свидетельствует об обратном: здесь нет и не может быть победителя. Доводы разума, что приводит Бульбе опасающийся всего и всех мудрый Янкель (Евгений Зерин), отвергнуты. Старый мир, который воплощает Тарас, пытается действовать прежними методами, терпит крах, но не желает признавать этого.

Андрий (Николай Смирнов) и гордая Полячка (Марина Львова) в современной сценической версии впервые повстречались в ночном клубе

Другой ключевой момент спектакля – переход младшего сына Андрия (Николай Смирнов) в стан врага и тема родины. «Стал ли он предателем, выбрав ту, которую любит?» – задаем мы себе вопрос, на который, как окажется, давно известен ответ – он заложен в авторском тексте: «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя — ты!» Убив его, Тарас потеряет и другого сына – близкого по духу и поступкам Остапа (Иван Старжинский): сцена, сопоставимая с библейским возмездием.

Художник-постановщик Яков Каждан нашел лаконичное решение пространства. Вся история разворачивается на огромном помосте – на нем и в промежутках между расколотым на фрагменты черной конструкцией, как на растрескавшейся земле, происходят события, сменяя место действия лишь в нашем воображении. Без традиционных атрибутов казачьего быта, с красными палками в руках вместо сабель, в костюмах, приближенных к нашему времени, постановка говорит с нами о современных событиях языком метафор. Так, сцены боя показаны в пластическом рисунке хореографом Ольгой Васильевой. Не менее важны музыка композитора Александра Улаева и световое оформление Тараса Михалевского. Однако, погружая зрителя в тяжелый морок эпической драмы, быть может, только хотелось чуть подсократить паузы, от чего бы только выиграла динамика спектакля.

Постановка достойна уровня больших российских конкурсов фестивалей, куда, можно не сомневаться, она обязательно попадет. Театр рисковал, выбирая это произведение, и не прогадал. Антивоенный пафос спектакля и развенчанные стереотипы делают его редким для нижегородских сцен смелым и актуальным высказыванием.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Валерии АВДЕЕВОЙ, предоставлены театром драмы имени М. Горького

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 22 (279) 19.06.2019
Сказочная жизнь ТРЦ Жар-Птица
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512