Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
В лето с Фантастикой
Культура
Валерий Гергиев:  «Публика в Нижнем, как всегда, замечательная»

Валерий Гергиев: «Публика в Нижнем, как всегда, замечательная»

В начале месяца состоялось главное музыкальное событие культурной жизни города. 8 мая дважды для нижегородцев играл оркестр Мариинского театра под управлением народного артиста РФ Валерия Гергиева. Первый благотворительный концерт XVIII «Московского Пасхального фестиваля» прошел в Нижегородской филармонии имени Мстислава Ростроповича, а второй – в цехе ГАЗа, где сценой для музыкантов стали открытые кузова «ГАЗелей». Между выступлениями маэстро рассказал о подготовке к этому ежегодному марафону, о творчестве и планах.

О концерте

– В этот раз мы сыграли программу, отличающуюся от всех предыдущих. За все годы «Пасхальных фестивалей» трудно вспомнить, что уже было исполнено – для этого мы поднимаем все записи и архивы. В любом случае я уверен, что симфоническую поэму «Жизнь героя» Рихарда Штрауса мы здесь еще не играли.

Фестиваль в этом году начался 28 апреля – это, как никогда, позднее начало, чтобы нам с вами удалось увидеть друг друга. Над составлением графика мы работали около трех месяцев, чтобы в жесткие сроки успеть побывать во многих городах.

Главное слово, не раз прозвучавшее в ответах маэстро, – ответственность, как нельзя более точно точно характеризует его. Фото Ольги Плаксуновой

О солистах концерта

– Это молодые и весьма одаренные артисты Мариинского театра, которые сегодня претендуют на участие в конкурсе имени Чайковского. Появилось новшество, которое было объявлено полтора года назад: вместе с пианистами, скрипачами, виолончелистами и певцами будут соревноваться исполнители на деревянных и медных духовых инструментах. Мой опыт последних минимум трех десятилетий выступлений по всему миру говорит о том, что наиболее яркие отечественные молодые музыканты – это не обязательно скрипачи и виолончелисты. Это подчас флейтисты, кларнетисты, и не только. Их роль огромна в нашей стране.

Такие большие культурные центры, как Нижний Новгород, иногда имеют трудности, чтобы найти по-настоящему хороших исполнителей. Для того чтобы они вливались в коллективы и их приглашали, нужен стимул, высокая планка. Мне кажется, конкурс имени Чайковского во многом эту задачу начал решать. По крайней мере отношение ведущих российских исполнителей к участию в этом конкурсе оказалось достаточно заинтересованным – заявки подавали активно. Фактически отбор уже завершен. Мы принимаем порой какие-то радикальные решения, чтобы выявить действительно всех лучших и не потерять их, невзирая на регламент. Совсем скоро мы начнем представлять его участников.

О публике

– Во-первых, мы не знаем, кто в этой аудитории любит музыку, а кто вообще не знаком с классическим репертуаром. Мы не имеем права делить публику на меломанов или не очень подготовленных, на молодую или возрастную аудиторию. Всякий слушатель в любом зале – это призыв к артистам делать все возможное, чтобы (если он еще не пришел к пониманию музыки) в будущем пошел на нее и его первый раз не стал последним.

В программе концерта прозвучали: скерцо к комедии «Сон в летнюю ночь» Мендельсона, концерт для фагота с оркестром Гуммелья, интродукция и тема для кларнета с оркестром Россини, ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в переложении для флейты и симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса

О театре и планах

– Коллектив театра – это не только оркестр, но и опера, и балет. Мы имеем такую возможность: приглашать, звать в оркестр и выступать на наших десяти площадках. По-прежнему, мы считаем историческую сцену «жемчужиной» среди мировых театров и в следующем году будем отмечать ее 160-летие.

Подарок, который мы уже получили от государства, – это новое здание, где помимо огромного концертного зала на две тысячи мест есть еще четыре камерных зала и открытая площадка над театром, на которой можно делать самые разнообразные акции. Мы сами построили еще один концертный зал с фантастической акустикой. И строим дополнительно камерный зал для детей и юношества.

Ситуация как минимум благополучная. Для понимания наших планов – мы сейчас принимаем по нескольку тысяч детей в день. Для этого нужно целенаправленно работать для детской аудитории. Но эти дети в Санкт-Петербурге есть. Они есть, я знаю, и в Нижнем Новгороде. Наша ответственность заключается в том, чтобы они не прошли мимо нашего огромного мира классической музыки, балета, театра, фантастического звучания инструментов. Концерты и спектакли должны быть настолько интересными, чтобы дети уговаривали родителей взять их на «Щелкунчика» или «Петю и Волка».

О фестивале

– Мы даем по два больших концерта каждый день и иногда в двух регионах. Оркестр у нас не только сильный, но еще по-человечески правильно настроенный. Я не слышу жалоб на то, зачем мы столько ездим. Это еще и в какой-то степени призыв и приглашение всем российским оркестрам. Мы могли провести их в Петербурге. У всех дети и семьи, масса планов помимо работы в театре.

Фестиваль называется московским, но идет в 145 городах страны. И не я один перелетаю из города в город, но еще и громадный коллектив из 65 человек – это огромные расходы и нагрузка. Кроме того, идет большая подготовка к концертам. Для кого-то из солистов такое выступление происходит в первый или второй раз в жизни.

О Нижнем Новгороде

– У нас есть мысли о том, как здесь будут складываться отношения в ближайшие три-пять лет. Наверное, какие-то формы сотрудничества мы попробуем. Я давно не был в вашем оперном театре – может быть, лет 15 назад. Тогда мне казалось, что он нуждается в помощи и поддержке, судя по его состоянию. Но мне не у кого спросить, как там сейчас обстоят дела. В филармонии ситуация куда более благополучная.

Нижний Новгород – это очень важная культурная площадка. В советские времена я сам здесь выступил пару раз. Потом стал руководителем Мариинского театра, и мне теперь трудно найти время на репетиции (иногда это происходит дистанционно), поэтому все нужно делать очень быстро. Я даю ежегодно более ста концертов с оркестром. И в ближайшие три-четыре года трудно выделить даже один день, чтобы куда-то приехать. Но в рамках этого фестиваля такая возможность может представиться.

О сотрудничестве с регионами

– Во Владивостоке, на нашей приморской сцене, сейчас идет активный процесс. Это совершенно не значит, что мы забросили Санкт-Петербург или выступления по всему миру – нет, мы продолжаем это делать. Но это громадный ресурс, который позволит многое сделать и многого добиться. Не скрою, разные губернаторы России говорят со мной о сотрудничестве и поддержке. Но надо рассчитать и собственные силы – нагрузка у нас максимальная.

О письме рабочих автозавода

– Меня не надо было уговаривать. Скорее это было с их стороны письмо-приглашение в ответ на мое предложение. Позавчера мы выступали в Набережных Челнах, в огромном цехе на шести КамАЗах, для четырех тысяч человек. Атмосфера была фантастическая. Я уверен, и у вас все пройдет на уровне.

...И действительно, вечер был прекрасным. Уже на следующий день оркестр играл в московском концертном зале «Зарядье», в новой постановке оперы Римского-Корсакова «Царская невеста», созданной специально для этой сцены. А нам остается надеяться, что ровно через год мы сможем вновь услышать их в зале нашей филармонии.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Александра Шапунова, предоставлены пресс-службой Нижегородской филармонии

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 17 (274) 15.05.2019
На пикник в Торговые Ряды Жар-Птица
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512