Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Фантастический блогер от ТРЦ Фантастика
Добрая воля
Осторожно, мошенники!

Осторожно, мошенники!

«Мама, я попал в аварию! Переведи на этот номер десять тысяч рублей, срочно!» Наверное, каждый из нас сталкивался с мошенниками. Их аферы могут быть очень разными, но они всегда преследуют одну цель – выманить деньги. И очень часто жертвами жуликов становятся самые беззащитные – пенсионеры. 14 мая на базе Центра социального обслуживания населения прошло первое интерактивное занятие по всероссийской программе «Социальный театр» президентского проекта «Знания молодых в помощь пожилым», в рамках которой будущие юристы в игровой форме рассказали пенсионерам, как не стать жертвами мошенников.

В группе риска пенсионеры

– В дверь позвонили. На пороге стояли люди, которые назвали себя представителями горгаза, – рассказывает Нина Александровна, пенсионерка. – Они прошли в квартиру, осмотрели счетчик и заявили, что у меня сильно пахнет газом, хотя этого не было. После чего мне было сказано, что срочно необходимо поставить газовый анализатор, который стоил пятнадцать тысяч, иначе весь дом взлетит на воздух. Именно для меня как для пенсионерки и только сегодня они пообещали сделать скидку. В итоге цена опустилась до восьми тысяч. Но я отказалась: поняла, что это дело нечистое, и прогнала их. После странного визита я обратилась в газовую службу, где мне сказали, что никакой плановой проверки в это время не должно было проводиться. Меня пытались обмануть настоящие мошенники.

Это хорошо, что Нина Александровна поняла, что имеет дело с аферистами и сразу же обратилась в управляющую компанию. Однако скольких людей мошенники обманывают ежедневно! По официальной статистике, приведенной юристами, 34 процента всех граждан Российской Федерации являются жертвами злоумышленников. И 80 процентов из всех обманутых – пенсионеры.

На первом занятии «Социального театра» пенсионеры сами составили портрет мошенника

Способы обмана

Существует множество способов обмануть порядочных граждан. Эксперты выделили несколько, которые встречаются наиболее часто:

– к вам приходят люди и представляются сотрудниками домоуправляющей компании с проверкой счетчиков;

– вам предлагают что-то купить;

– вам звонит человек, представляется сотрудником банка и просит сказать номер карты;

– вам звонят или пишут сообщения с незнакомого номера о том, что ваши близкие попали в беду;

Недавно в связи с массовым переходом с аналогового телевещания на цифровое появился новый вид мошенничества: домой к людям приходят якобы мастера или волонтеры, которые предлагают купить специальное оборудование, которое стоит в разы дороже рыночной цены. Запомните, волонтеры помогают настраивать приставки цифрового ТВ бесплатно и только по предварительной заявке, которую можно оставить по номеру телефона 8-800-220-20-02.

Студенты юридической клиники ВШЭ выступили перед пенсионерами в Центре социального обслуживания населения Нижегородского района

Как распознать мошенника?

Почему именно пенсионеры чаще всего попадаются на эту удочку? Ответ прост. Потому что они доверчивы. Им часто не хватает общения, поэтому они с удовольствием рассказывают о своих делах и проблемах. А еще пожилые люди сильно переживают о своем здоровье и здоровье близких. В свою очередь, мошенники – тонкие психологи. Они уговаривают, убеждают, давят и, самое ужасное, часто владеют подробной информацией о деталях личной жизни своей жертвы, ставя ее этим в тупик. Вычислить злоумышленника сложно, но все же возможно.

Во-первых, специалист, пришедший к вам проверять счетчики или настраивать цифровое ТВ, обязан показать удостоверение личности. Не стесняйтесь внимательно его рассмотреть. На нем обязательно должен быть идентификационный номер и печать государственного образца.

Во-вторых, личность визитера легко проверить, позвонив по телефону названной компании. Если незнакомец представляется сотрудником управляющей компании или известной вам службы пользуйтесь проверенными номерами телефонов. Будьте внимательны, никогда не следует звонить по номерам, которые предлагает вам незваный гость. Скорее всего, на другом конце провода вам ответят его сообщники. Предложите человеку подождать несколько минут, пока вы проверите информацию.

В-третьих, даты проверок счетчиков можно посмотреть в платежке, паспорте на счетчик или, опять же, уточнить, позвонив в управляющую компанию.

В-четвертых, если вам позвонили из банка и говорят, что сейчас с вашей карты производится сомнительный перевод и просят при этом назвать номер карты и CVV-код (три цифры на оборотной стороне), – это точно мошенники. Сотрудники банка не имеют права знать личные данные держателей карт. Настоящий банковский работник спросит кодовое слово, но точно не номер карты.

В-пятых, продавцам «волшебных» пилюль и пылесосов вообще не следует открывать дверь. Запомните, что льготу или скидку на товар можно получить только в соцзащите, а лекарства – в аптеке.

И самое главное, если вы получили звонок или сообщение от человека, который представился вашим сыном, дочкой или внуком с просьбой перевести денег, сначала проверьте информацию и просто позвоните вашему близкому человеку. В большинстве случаев, если не в каждом, с вашими родными все в порядке!

Зачастую жертвами мошенников становятся именно пенсионеры

Мошенник в доме? Без паники!

Если вы все-таки впустили незнакомого человека в свой дом и понимаете, что он может оказаться мошенником, – запомните: профессиональный аферист никогда не полезет нагло к жертве в карман. Так, он рискует нарваться на звонок в полицию. Обычно мошенники – улыбающиеся люди с очень располагающей внешностью. Они постепенно приводят свою жертву к самостоятельному решению – отдать деньги.

Если вы поняли, что незваный гость оказался мошенником, не поднимая панику, выпроводите его за дверь. При этом постарайтесь запомнить как можно больше деталей из вашего разговора и его внешности и немедленно вызовите полицию.

Бесплатные юристы

На первый взгляд эти правила кажутся очень простыми, однако на практике их довольно сложно применить. Отчего так происходит? К сожалению, уровень правовой грамотности среди россиян остается низким, из-за этого люди, не зная элементарных правовых установок, покупаются на уловки мошенников.

В 2011 году была открыта организация под названием «Центр развития юридических клиник». При каждом высшем учебном заведении, где существует факультет юридической направленности, создавались специальные студенческие лаборатории – юридические клиники, призванные проводить бесплатные консультации для граждан. Они формировались из преподавателей и студентов. Последние таким образом получали необходимую рабочую практику. В Нижнем Новгороде существует шесть юридических клиник, куда каждый желающий может обратиться за помощью в любой момент. Студенты одной из них 14 мая провели интерактивную лекцию о мошенничестве для пенсионеров и намерены дальше участвовать в программе «Социальный театр».

– В рамках проекта «Знания молодых в помощь пожилым» это уже не первое наше занятие. Мы проводили подобные лекции о мошенничестве и в других районах нашего города, – рассказывает Анастасия Пеконина, ведущая занятия «Социального театра» и студентка Высшей школы экономики. – Сегодня было вводное занятие. Дальше мы планируем показывать на практике, как нужно вести себя с аферистами, чтобы не стать их жертвой. Мошенничество – очень частое явление. Мои бабушка и дедушка тоже с ним сталкивались. Аферисты находят все новые и новые пути для обмана, и к этому нужно быть готовым.

Главная особенность программы «Социальный театр» – ее интерактивность. Студенты не просто читали лекцию, они привлекали к участию самих пенсионеров. Безусловно, в первые 20 минут Анастасия сказала несколько вводных слов по теме мошенничества, однако дальше началась более интересная часть занятия.

Пенсионеры были поделены на несколько команд, каждая из которых должна была самостоятельно определить качества, присущие мошенникам. После чего Анастасия вместе со всеми слушателями детально проговорила все написанное. А во второй части занятия студенты показали пожилым людям несколько сценок, в которых присутствовали два персонажа: мошенник и порядочный гражданин. По ходу ведущая останавливала действие и задавала участникам наводящие вопросы: «А как бы вы поступили в этой ситуации?», «Что бы вы ответили?»

В дальнейшем планируется привлечь и самих пенсионеров к участию в сценках. А до конца июня студенты посетят все восемь центров социального обслуживания населения.

– Нам очень понравилось это занятие! – с восторгов говорит Лариса Владимировна, одна из участниц мероприятия. – Теперь мы будет спокойнее, внимательнее, когда кто-то будет звонить, а скорее всего, вообще не будем открывать дверь. Наконец, нам по полочкам разложили, как следует себя вести в таких ситуациях!

Дарья КРАЕВА

Фото Андрея АБРАМОВА
 

 

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 23 (280) 26.06.2019
Сказочная жизнь ТРЦ Жар-Птица
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512