Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Фантастическое Путешествие от ТРЦ Фантастика
Культура
«Недоросль» для митрофанушек

«Недоросль» для митрофанушек

Весенняя премьера Нижегородского театра юного зрителя – знаменитый «Недоросль» (12+) писателя Дениса Фонвизина. Нравоучительная история об избалованном Митрофанушке была выбрана неслучайно – с постановки этой пьесы в 1928 году началась история ТЮЗа, поэтому и внимание к спектаклю было особым.

Редко встретишь в нашей театральной жизни спектакль, настолько точно ориентированный на молодого зрителя. На тех, кто вчера еще ходил на детские утренники, сказки и развлекательные представления, а сегодня с юношеским максимализмом отрицает поход в театр как пройденное прошлое. Но в силу небольшого зрительского опыта такая аудитория пока еще собственный вкус не сформировала и не имеет возможности сравнить нынешнюю премьеру с предыдущими сценическими версиями, зато точно знает, что традиционно поставленные спектакли они видеть не хотят. На такую благодатную почву удачно попала постмодернистская постановка приглашенного режиссера из Орска заслуженного артиста РФ, заслуженного деятеля культуры Абхазии Адгура Кове. Она разделила аудиторию на тех, кто принял ее с восторгом, и тех, кто покинул зал до конца показа. Хотя, по словам режиссера, ставил он спектакль «для всех возрастов».

Постановка Адгура Кове буквально разделила аудиторию: часть приняла ее с восторгом, другие покинули зал

Чтобы юному зрителю, быть может, не читавшему произведение, включенное в школьную программу, были понятнее характеры и образы персонажей, костюмы художника спектакля Натальи Симаковой усилили и подчеркнули их сравнением с представителями фауны. Так у мамы – властной помещицы Простаковой (Юлия Соколова) на голове прообраз рогатой кики – древнего женского головного убора, на кончиках которой меховые пушки, напомнившие ушки белочки. Все обнаруженное она считает своим и стремится удержать в доме – будь то доходы поместья или наследство сироты Софьи, которую она мечтает выдать замуж за своего ленивого шестнадцатилетнего сына Митрофанушку (Константин Кузьмичев). Инфантильность отца – Простакова (Алексей Филиппов) подчеркивают крылья насекомого за спиной и порхающие движения на сцене. У брата Простаковой, предприимчивого Скотинина (Иван Пилявский), обожающего свиней, – костюм соответствующего розового цвета. Да и сама Софья (Анна Энская) – вовсе не нежная, благовоспитанная дворянка, а, как кажется, наша эмансипированная современница, в мужской шляпе, очках и юбке-брюках, с угловатыми и нагловатыми привычками подростка, оставленного без надзора близких людей.

На их фоне эклектично смотрятся персонажи, одетые в костюмы, приближенные к временам XVIII века. Это желчный Правдин (Николай Шубяков), загадочный дядя Софьи – Стародум (Владимир Берегов) и влюбленный офицер Милон (Никита Чеботарев). Эти образованные, благородные герои в противостоянии с Простаковыми за судьбу Софьи, как показалось, заняты решением каких-то своих задач. Если «душа человека – это поле для битвы добра и зла», то на стороне «добра» здесь представители масонского общества, в которое тогда входили многие известные люди и даже члены царской семьи.

Эффектные хореографические номера соседствуют с гротеском...

Символ «всевидящего ока», заключенного в треугольник, можно увидеть на афише, повторяется он и в пирамидальной шкатулке, символизирующей наследство и какое-то сакральное знание. В этой отсылке к тайному обществу, вероятно, заключена ключевая мысль режиссера, понять которую нам, к сожалению, не удалось. Но, мы надеемся, это удастся другим зрителям. Правдин и Стародум эпизодически (в «страшных», усиленных светом и звуком сценах) странно воздействуют на остальных персонажей, делая пассы руками, словно вводя их в гипноз. Мистика соседствует с комедией, а эффектные хореографические номера – с гротеском и показательными падениями в обморок. Этот невероятный калейдоскоп сопровождается музыкальным оформлением, сменяемым каждые 10–15 секунд: от «Вечной любви» Азнавура и мелодий комедий Гайдая до классики. Такой тип клипового сознания в сценическом варианте находит живой отклик у молодежи, правда, оставляя зрителей постарше в недоумении.

...и показательным падением в обморок

Акцент постановки сместился с главного героя – Митрофанушки на Софью, преобразившуюся в финале в светскую даму, и ушел от довольно прямолинейного авторского морализаторства в иронию. Прежде чем пойти на премьеру, мы бы посоветовали перечитать произведение, чтобы освежить в памяти сюжет и иметь возможность сравнить, настолько изменились за более чем два века времена и нравы. Сложно сказать, что поймет и вынесет из этого современного переложения юный зритель, но с задачей развлечь спектакль справился.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Андрея АБРАМОВ

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 21 (278) 12.06.2019
Сказочная жизнь ТРЦ Жар-Птица
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512