Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Ярмарка урожая в торговых рядах Жар-Птица
Культура
Григорий Заславский: «Мне нравится вести длинные разговоры с людьми»

Григорий Заславский: «Мне нравится вести длинные разговоры с людьми»

2019-й, объявленный Годом театром, дарит нам интересные театральные события. Одно из них – Всероссийский театральный марафон, который привнес этой весной оживление в нижегородскую культурную жизнь. Почетным гостем и участником этого масштабного проекта стал ректор Российского института театрального искусства (ГИТИС), театровед и театральный критик Григорий Заславский.

– Григорий Анатольевич, помимо того что вы руководите театральным институтом, успеваете еще вести передачи, посвященные культуре и искусству, на Общественном телевидении и на радио?

– У радио «Культура» очень небольшая аудитория, но доля слушателей хорошая. Для меня это некий «художественный образ» и аргумент, который подтверждает, что этим стоит заниматься. Мне нравится вести длинные разговоры с людьми. Сегодня передач подобного часового формата почти нигде не осталось. Таких, чтобы спокойно поговорить «о сложном» и на свои вопросы получить максимально сложные ответы, потому что простых ответов на такие вопросы вообще не может быть.

– Сегодня театр крайне разнообразен, но при этом о «русской школе» говорят как о бренде. Есть ли у нее отличие?

– Это особенно заметно по гастролям западных театров. Нашим актерам часто не хватает профессионального ремесла, потому что есть определенный уровень, ниже которого актер не должен играть. У нас принято рассчитывать на вдохновение и все завязано на то, чтобы артист на сцене эмоционально полностью выкладывался, а у иностранных актеров все-таки техника намного лучше, хотя они утверждают, что тоже работают по системе Станиславского. Но она ими была получена из Америки, то есть сведена к очень конкретным, практическим правилам и умениям.

– Что бы вы посоветовали, как молодым людям в провинции, далеко живущим от столиц, познакомиться с современным театром?

– Читать, смотреть записи в интернете, ходить в театры, узнавать историю. Насмотренность очень многое дает. Это не значит, что все интересное было в прошлом. Сегодня идет очень много хороших спектаклей. Между тем, когда я слышу: «Первый иммерсивный театр – проект “Черный русский”, это вовсе не значит, что до него иммерсивного театра (с погружением и вовлечением зрителя в действо – Прим. ред.) не было. Просто он раньше так не назывался, но этот жанр был известен еще в начале ХХ века. И молодому поколению неплохо бы об этом знать.

– Насколько часто вам удается бывать в областных театрах? Следите ли вы за процессом в регионах?

– В региональных театрах я бываю довольно часто, и не только потому, что проходит театральный марафон, с которым мы начали путешествие по стране от Владивостока до Калининграда. Да, чаще всего я смотрю гитисовские спектакли и работы своих выпускников – наших ребят активно разбирают.

– Вы отслеживаете их судьбу?

– Конечно, и по долгу службы, и потому что мне это интересно. Я считаю, что о профессии – актеров и режиссеров – нужно судить не по одному году. Поэтому, когда пришел в ГИТИС, попросил, чтобы собрали результаты мониторинга по выпускникам нескольких предыдущих лет. Мне было важно увидеть, что люди не уходят из профессии. Динамика трудоустройства (по актерам) менялась то в худшую, то в лучшую сторону, но в основном она положительная. Хотя театроведов, работающих театральными критиками, становится меньше, потому что сужается пространство, где можно было бы профессионально писать о театре.

– С чем связано снижение интереса к чтению критических статей?

– Времени стало меньше. Я понимаю, что источники информации сегодня очень сильно меняются. Люди берут ее из интернета, а не только из газет или книг, где раньше они получали эмоциональное «воспитание чувств».

– В одном из ваших радиоэфиров говорилось о федеральной программе «Большие гастроли». В Нижний Новгород благодаря ей приезжают разные театры из других городов. Но чем больше смотришь, тем чаще замечаешь за собой обратный эффект – начинаешь сильнее ценить свои театры, потому что качество гастролей неровное.

– Во многих случаях выбор тех, кто к вам приезжает, это инициатива ваших театров. Если нижегородский театр хочет куда-то поехать, то приглашает к себе коллег из того города, поэтому не надо думать, что к вам «Большие гастроли» присылают какой-то «неликвид». Нижний Новгород – театральный город, но критик должен любить театр, даже если тот находится не в лучшей форме. Сегодня, как мне кажется, вообще для театра не самое лучшее время.

– Часто для современных постановок небольшие независимые творческие объединения выбирают остросоциальную «новую драму», противопоставляя себя муниципальным театрам, где (по их мнению) зрителю стремятся угодить.

– Далеко не каждый театр должен стремиться к «новой драме». Это понятие связано с новой интонацией, ритмом и новым героем. Если вспомнить историю появления Художественного театра, большей «чернухи», чем пьеса Горького «На дне», впервые поставленной там, представить себе невозможно. Ничего страшнее, чем «Власть тьмы», находившейся под цензурным запретом, еще ни один наш современный автор не написал. Не зря Льва Толстого называют «дедушкой русского вербатима». Это нормально, что современный театр идет к «новой драме».

– Сейчас выпускники театральных учебных заведений оканчивают обучение. Многие из Нижнего уедут в Москву продолжать учиться. Не все потом могут устроиться в театры, некоторые уходят из профессии. Но обратно, скорее всего, уже не возвращаются. Может быть, столько актеров и режиссеров нам просто не нужно?

– Люди будут возвращаться, когда для этого будут созданы нормальные условия и они будут понимать, что это надолго и есть смысл там работать. Если существуют программы «Земский врач» и «Земский учитель», то должен быть и «Земский деятель культуры». Должен измениться порядок мышления, потому что все мы живем в сознании того, что в России – один центр. И чтобы это изменить, должны пройти десятилетия.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 34 (291) 11.09.2019
Новые коллекции ТРЦ Седьмое небо
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512