Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
На пикник в Торговые Ряды Жар-Птица
Культура
Дочь вождя народа

ДОЧЬ ВОЖДЯ НАРОДОВ

Творческое объединение GranArt в конце мая представило новый спектакль «Говорит Москва» (16+) по пьесе Юлии Поспеловой, основанной на книге Светланы Аллилуевой «20 писем к другу». По случайному совпадению на прошлой неделе в Нижнем Новгороде стартовали сразу две премьеры, главной темой которых стала эпоха Сталина. Одна из них – постановка режиссера Александра Ряписова.

Небольшой по размерам зал Центра театрального мастерства за счет расстановки стульев, с зонированием площадки на мини-пространства, стал еще теснее. Зрителя, по законам иммерсивного театра, постепенно погружали и вовлекали в действо. Перемещаясь между рядами и по сюжету – из восторженного детства в безрадостную молодость, – вместе с нами проживала первую треть жизни Светланы Аллилуевой замечательная актриса Наталья Кузнецова. С ее исполнения блатной хулиганской песенки в ретромикрофон, словно выступая на эстраде с живым музыкальным сопровождением (под гитару), начался этот непростой спектакль.

Рисунок главной и единственной роли – с очередной сменой места и времени повествования – отсылал нас к образу строгого дирижера хора. В закрытом костюме, напомнившем знаменитый китель ее отца, не предполагавшем эмоций, были зажаты сильные страсти. С каждой сменой маски, как перед исполнением очередного произведения, она прислушивалась к музыкальному камертону, чтобы настроиться на новый поворот в истории. Мало что меняя во внешнем облике, пред нами представала то осужденная в лагере, то счастливая девочка, то прозревающая, замкнутая молодая женщина. Талантливо сделанная премьера подводила нас к ключевой мысли – жизнь единственной дочери главного человека в огромной стране была похожа на заключение, предначертанное ей судьбой. Ее трагедия заключалась еще и в том, что спустя десятилетия единственное, благодаря чему она станет зарабатывать на существование, будут мемуары об отце. На одних он наводил ужас, а для других стал «иконой».

Ребенок, чьим безоценочным взглядом мы сначала видим мир семьи, где нет вождя, но есть любимый папа, и если не знать, о ком идет рассказ, – похож на все воспоминания о детстве вместе взятые. По мелькнувшим именам (дядя Клим, дядя Серго) всплывают образы личностей ХХ века, стоявших у власти. И тогда «история взросления девушки» становится драмой советского человека, помещенного в драматургию истории.

Ритм и структура пьесы, написанной в размере довольно монотонных поэтических абзацев, повторяются в исповедальном монологе, но выстраиваются они в постановке, напротив, крайне эмоционально. Отрывистые, нервные фразы с намеренным самоповтором, цитатами из писем отца и своих дневников, прерываются лиричными романсами, музыкой, сменой точек на площадке. В сбивчивом темпе, на глазах, меняется характер Светланы. В знак протеста она, отчасти напомнив поступок матери (застрелившейся из маленького пистолета), размазала косметику, не желая хоть в чем-то быть наивной и покорной. Стол – сакральное место, знак родства, семьи, кавказского гостеприимства и символ крушения идеалов, где по приказу она танцевала для папиных друзей, и рабочее место руководителя, где родной человек становился хладнокровным вершителем судеб.

На контрасте с мягкой темой отца (вначале) реплики, отведенные матери, произносятся с интонацией цепной собаки. С ожесточенной обидой и злостью на сбежавшую из-под надзора, покинувшую этот мир мать. Эмоционально эту тему поддерживает воспоминание об образцовой школе, в которой учились дети всех известных в стране людей. Забота об отпрысках первых лиц государства переросла в отчуждение от того самого народа, которым их родители управляли. Ощущение всеобщего страха, оцепенения, давящей власти и собственной беспомощности по нарастающей пронизывает спектакль.

Постоянно передвигаясь по залу, актриса переводила понятие сцены в условность: взаимодействовала со зрителями, временами просила сменить рассадку, произносила монолог, прямо обращаясь к нам. Словно мы были судом присяжных на ее «речи подзащитной», по чьей невольной вине пострадали неповинные люди. В заключительной части действия перемешались сразу две смерти: естественная – отца и насильственная – актера и режиссера Соломона Михоэлса. А наша героиня, судя по надетым валенкам, пальто и ушанке зэка, решением режиссера Александра Ряписова вынесла самой себе однозначный приговор. Проводя параллель – от частного к общему – вместе с ней «сидела» и вся страна.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото из видеоматериала, предоставленного объединением GranArt

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 21 (278) 12.06.2019
Сказочная жизнь ТРЦ Жар-Птица
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512