Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Фантастическое путешествие от ТРЦ Фантастика
Культура
Пионеры российской анимации

Пионеры российской анимации

В июне в Нижнем Новгороде прошел Большой фестиваль мультфильмов, в рамках которого состоялась встреча с российским киноведом, шеф-редактором «Союзмультфильма» Сергеем Владимировичем Капковым. Он рассказал о том, как формировалась школа отечественной анимации.

История российской мультипликации – тема интересная, и во всем, что касается культуры и искусства, двигателями истории являются личности. Анимация – это очень маленький, тесный мир, где все друг друга знают. Если прикинуть в цифрах, на всю Россию от силы тысячи три, может быть, найдется. А режиссеров и человек 500, наверное, не наберется. А те личности, которые сделали революцию в мировой анимации, по пальцам можно пересчитать. Но все они – уникальные люди.

Недавно, лет двадцать назад, обнаружились пленки, которые подтверждают: первые мультфильмы были созданы в России в 1905–1906 годах. И сделал их не режиссер анимации, а балетмейстер, танцовщик Александр Ширяев.

Отечественная анимация в лицах

Он создавал даже не фильмы, а пособия для артистов балета, чтобы потом объяснить своим ученикам, как это должно выглядеть на сцене.

Сначала Ширяев использовал кукол, чтобы срисовать с них какую-то позу в танце. Но когда он понял, что можно заснять живых людей, а не мучиться с куклами, то в 1904 году обратился в дирекцию Императорских театров, чтобы получить разрешение снимать артистов у себя в студии. На что ему отказали. Тогда он отправился во Францию, привез кинокамеру и стал делать свой прообраз современных мультфильмов.

Куклы его были высотой 20–25 сантиметров. Он выставлял их в ряд на авансцене кукольного театра и фиксировал на пленке. Тогда в одной секунде было 24 кадра, и чтобы снять эту секунду, надо было разложить перемещения на 24 мелких движения. Его создания могли даже прыгать – через прорези в стенах, зафиксированные на маленькой палочке, они поднимались и опускались. По сути, Ширяев является изобретателем кукол, которые держались на мягкой проволоке. Также он зарисовывал их и, как сказали бы сейчас, делал раскадровку, по которой потом ставился балет.

Напомню, мировая премьера рисованного мультфильма режиссера Эмиля Коля прошла во Франции в 1908 году. Но работы Ширяева, снятые раньше, практически никто не видел, и как делается этот процесс, он никому не рассказывал, не оставив учеников. Повлиять на ход мировой анимации он не мог, поэтому пальма первенства остается за художником и изобретателем, уникальным человеком Владиславом Старевичем.

Фильм Владислава Старевича о жуках прошел с фурором

Владислав Старевич родился в Польше – на тот момент она была частью Российской империи. Он был изобретателем-самоучкой и страстно увлекался энтомологией. И когда две любви: насекомые и кино – соединились для него в одном проекте, обычная жизнь для него закончилась.

Он приехал в Москву и стал предлагать разным студиям себя в качестве режиссера фильмов о насекомых. Многие от него отмахивались, как от ненормального, однако он нашел единомышленника – Александра Ханжонкова, самого успешного отечественного кинопредпринимателя. Тот заинтересовался идеей и дал режиссеру два месяца испытательного срока. После чего Старевич принес ему три фильма-наброска, которые так понравились продюсеру, что тот дал ему карт-бланш.

Так в 1910 году Владислав решил снять документальный фильм о битве двух жуков за самку. Но столкнулся с тем, что под ярким светом, в тепле, «артисты» разомлели и вообще отказались работать. Тогда режиссер решил проблему просто – умертвил жуков, препарировал их и, зафиксировав лапки воском, снимал движения покадрово. И в 1912 году состоялась российская премьера отечественного мультфильма «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами». С этой даты – 8 апреля (по новому стилю) – идет летосчисление нашей анимации. Первые зрители решили, что в фильме играют живые насекомые, но Старевич не разубеждал их и никогда и никому не рассказывал, как это происходило на самом деле.

Его фильмы по обе стороны океана покорили публику. В дальнейшем он перешел в игровое кино, снимал рекламу. Старевич был первым, кто применил рисованные спецэффекты в игровом кино и впервые соединил в одном кадре артиста и нарисованного персонажа. После революции он был вынужден уехать из России. Поселившись во Франции, продолжал экспериментировать и много работал. Также он был первым, кто оживил физиономию кукольных персонажей, меняя маски с разным выражением лиц. Фильмы он создавал вместе со своей женой и двумя дочерьми, которые писали сценарии, шили костюмы и играли главные роли. Но главным его достижением является первый в истории полнометражный анимационный фильм «Рейнеке-лис» (1930).

Советская история

После отъезда Старевича (приблизительно на пять лет) российская анимация практически прекратила свое существование. Отечественные критики договорились между собой точкой отсчета советской мультипликации считать «фильмочку», как тогда ее охарактеризовали, «Межпланетная революция» (1924) – пародию на игровой фантастический фильм Протазанова «Аэлита». Конечно же, первая советская анимация была пропагандистской, политизированной.

Но есть в нашей мультипликации имя, которое почти никто не знает. Это вундеркинд-самоучка Виктор Смирнов. Он был руководителем московской объединенной кинофабрики «Союзкино» (ныне «Мосфильм»), занимался кинопрокатом в СССР и позже был назначен президентом корпорации «Амкино», занимавшейся распространением советских пропагандистских фильмов в Америке.

Три года назад «Союзмультфильм» отметил 80-летие. Фото с сайта «Союзмультфильма»

Он побывал на студии Уолта Диснея и по возвращении в 1934 году в Москву основал собственную экспериментальную мастерскую, где сам освоил все азы профессии, сначала копируя работы мастеров и их приемы, чтобы понять, как это все делается. Он первым применил в нашей мультипликации прием ротоскопирования, увиденный у Диснея, когда с помощью проектора обводится изображение прежде снятых актеров. К сожалению, все его нововведения были неугодны, из студии его выжили. Он сменил много руководящих постов и за несколько месяцев до кончины был осужден в 1946 году (за связи с иностранцами), но по этапу его не отправили, дав умереть своей смертью, поскольку диагноз был известен.

Другая значительная фигура отечественной мультипликации – Александр Птушко, создатель полнометражных звуковых фильмов «Новый Гулливер» (1935) и «Золотой ключик» (1939), где в одном кадре были соединены актеры и куклы. Как и Старевич, он начал применять у кукол смену масок, они у него стали шарнирными, более гибкими и подвижными. Птушко был новатором в очень многих вещах, строгим и жестким человеком. Позже он перешел в игровое кино и довольно быстро ушел из жизни. С его уходом мультипликация опять остановилась в развитии вплоть до 1950-х годов, когда вновь начали осваивать эти технологии и в мультипликацию пришли вчерашние участники войны.

Фабрика мультфильмов

Момент рождения студии «Союзмультфильм» был четырехступенчатым. Первый начался со студии Виктора Смирнова, когда была налажена конвейерная технология производства и у нас появилась профессия мультипликатора. Следующий – объединение кукольного и рисованного отделений. Третий – выделение его в отдельную студию. И четвертый – ликвидация всех остальных ответвлений с созданием единственной на всю страну студии по производству мультфильмов «Союздетфильм». Таким названием только подчеркивалось, что анимации «для взрослых» в нашей стране нет, а есть только детское направление. Через год «дет» из названия исчезло, но по сути ничего не менялось долгие годы.

Студия до 2017 года располагалась в бывшем Никольском храме, что было очень удобно для производства. Станки кинокамер здесь могли подняться на большую высоту, а на колокольне хранились банки с фильмами. И только в последние годы объединение переехало в новое здание. Здесь работали очень известные режиссеры, и выделить кого-то одного из них очень сложно. Это Иванов-Вано, Хитрук, Дежкин, Атаманов, сестры Брумберг, Качанов, Котеночкин, Татарский и еще очень многие другие талантливые личности.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Алексея ШЕВЦОВА, предоставлено пресс-службой Арсенала

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512