Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Пройдите опрос и выиграйте iPhone!
Культура
Выставка-путешественница

Выставка-путешественница

Перед входом в Нижегородский художественный музей (Кремль, корпус 3) ежедневно собирается очередь из людей, пришедших на недавно открывшуюся в Нижнем Новгороде самую посещаемую в России выставку «Сокровища музеев России» (6+). В экспозицию вошла 51 картина (конца XVII – второй половины ХХ века) из 11 музеев столицы и приволжских городов.

От Калининграда до Сахалина

Экспозиция выставки представляет собой срез российской живописи, главная цель которой – показать ее развитие на протяжении трех веков, познакомить с основными именами художников и проследить, как изменения в искусстве были связаны с событиями в отечественной истории. Задача ее состоит в том, чтобы доказать зрителям в регионах, что настоящими сокровищами обладают не только музеи Москвы и Санкт-Петербурга. Каждый российский город обладает не менее ценными жемчужинами, которыми он может похвастаться и на время поделиться для проведения таких масштабных мероприятий.

Выставка начала работать в ноябре прошлого года в Москве, в Манеже. Здесь было собрано самое большое количество работ – 280 картин из более чем 50 городов. Ежедневно ее посещали 10–15 тысяч человек. Именно тогда было принято решение распределить ее по восьми региональным центрам. Выставки уже демонстрировались в Калининграде и Тюмени, а далее они отправятся в Астрахань, Пермь Омск и Южно-Сахалинск. Поскольку посещение их бесплатное, у каждого россиянина есть возможность приобщиться к прекрасному и увидеть картины из регионов, не выезжая за пределы своего города.

На будущее, как рассказали нам кураторы проекта, намечена новая подобная выставка, которая откроется 4 ноября, в День народного единства, в Манеже. Но тематика ее еще не утверждена. Пока что организаторы думают, какой она будет, чтобы сделать ее по-настоящему интересной для посетителей.

Выставка позволяет путешествовать по коллекциям музеев и истории страны

От парсуны до «сурового стиля»

Наше путешествие по третьему этажу музея началось с зала, где выставлены ранние произведения. Прежде всего это парсуна с образом царевича Дмитрия, посвященная последнему дню его жизни в Угличе, в которой еще преобладает влияние иконописи. Рядом представлен портрет царя Ивана Грозного, написанный намного позже, поскольку живописи в современном ее понимании во время его царствования на Руси еще не существовало. Приоритет в этих работах отводился изображению глаз героев картин, в которых отражалась их душа. Все остальное здесь носит довольно условный характер.

Популярность жанра портрета напрямую связана с европейским стилем жизни, который привез в Россию царь Петр Первый. Позволить себе иметь портреты родственников тогда могли только состоятельные люди (дворяне, купцы), претендовавшие на высокое положение в обществе.

В следующем зале, где представлена эпоха русского академизма, выставлено одно из самых известных произведений выставки – авторская копия автопортрета художника Василия Тропинина, где он изобразил себя на фоне Московского кремля. Первая половина ХIХ века демонстрирует произведения тех, кто проходил

обучение в Императорской Академии художеств. Главным там был принцип следования лучшим античным образцам и девизу «Красота спасет мир». Все здесь отточено и эстетически прекрасно – идеальные, возвышенные лица, образы, позы.

На смену им в середине позапрошлого века пришли передвижники с реалистичным изображением современников, без прикрас, и переосмыслением действительности. Борьба классической школы, связываемой с эпохой Николая Первого, и временем перемен царя-реформатора Александра Второго показана на примере произведений Шишкина, Левитана, Айвазовского. Их картины перемещались по стране, тем самым находя в провинции своих покупателей.

Если же говорить об искусстве ХХ веке, на контрасте с ранним русским авангардом Кончаловского, Петрова-Водкина и Серебряковой одним из главных здесь стало полотно «Стахановцы» Александра Дейнеки, созданное для Всемирной выставки в Париже в 1930-х годах. Социалистический реализм сталинской эпохи вновь обращается к традициям классицизма.

Наконец, в последнем зале демонстрируются работы позднего советского периода, воспевающего «обыкновенную» жизнь трудящихся. Центральными персонажами картин «сурового стиля» стали рабочие, строители грандиозных сооружений, целеустремленные и простые герои былого времени.

В пространстве выставки установлены мультимедийные устройства, где можно самостоятельно прочесть информацию о картинах и художниках, городах и музеях, откуда приехали экспонаты. Два из них посвящены викторине на тему российской живописи, с шутками и развлекательной информацией, рассчитанной на самый широкий круг посетителей.

Классика отражается в наших современниках

Нижегородское в российском

Небольшая часть богатой коллекции НГХМ на выставке представлена произведениями Петра Верещагина «Рынок в Нижнем Новгороде» (1867), Петра Кончаловского «Крым» (1917), Георгия Нисского «Севастополь (Встреча)» (1935), Зинаиды Серебряковой «Кормилица с ребенком» (1912), Михаила Шибанова «Портрет графа А. М. Дмитриева-Мамонова» (1787), Александра Борисова «Закат» (1906). Даже для тех, кто хорошо знаком с постоянной экспозицией нашего музея, эти редко выставляемые работы станут открытием.

Просветительская программа, приуроченная к событию городского масштаба, предполагает платные экскурсии для организованных групп (по предварительным заявкам), а также бесплатные лекции, которые проводят сотрудники НГХМ по субботам в 16.00:

10 августа – «Русский пейзаж рубежа XIX–XX веков» (6+) рассмотрит Елизавета Сурганова;

24 августа – «Основные тенденции развития советского искусства» (6+) проанализирует Екатерина Клюева;

7 сентября – о «Русском портрете XVIII–XX веков» (6+) расскажет Надежда Юрасова.

Кинопоказы по истории живописи по воскресеньям будут демонстрироваться в 14:00 и в 16:00. Однако можно и самим попробовать свои силы в искусстве, приняв участие в мастер-классе (6+) по линогравюре «Открытка с выставки» по мотивам картины Виктора Попкова «Белая лошадь». Стоимость участия – 300 рублей.

Выставка будет работать по 15 сентября. Вход свободный. Понедельник – выходной. Справки по телефону 439-13-73.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Евгения АЛЕКСЕЕВА и Анны ПУШМЕНКОВОЙ

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 37 (294)
Коммерсант FM Нижний Новгород!
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512