Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Яблочный спас в торговых рядах Жар-Птица
Спорт
Игорь Зарецкий:  «Парусный спорт – и технический, и интеллектуальный»

Игорь Зарецкий: «Парусный спорт – и технический, и интеллектуальный»

Парусный спорт – один из самых загадочных и окутанных ореолом романтики видов спорта. Нижегородская область с ее широкими реками давно стала местом проведения ежегодной регаты «Кубок Р. Е. Алексеева», которая прошла в этом году в юбилейный, сороковой раз и собрала немало известных гостей. Мы поговорили с одним из них – яхтсменом Игорем Зарецким, первым из россиян победившим в трансатлантической одиночной парусной регате и участвовавшем в кругосветной гонке одиночек.

Курс к мечте

– Вы очень долго шли к Трансатлантике и, наверное, помните свои ощущения, когда вы вышли в море?

– Про Трансатлантику я узнал классе во втором, когда прочитал об этой гонке. Я начал заниматься сначала морским многоборьем, и то пошел туда только потому, что там был парусный спорт. После десятого класса я на книжном развале купил книгу одного из участников той первой Трансатлантики Вэла Хауэллса, и знаменательно то, что когда в 2010 году я уже был на финише, в Ньюпорте, он прислал мне поздравление с победой, а прошло целых 50 лет!

Что тогда, что в кругосветке осознание того, что я участвую в этом мероприятии, пришло ко мне только после старта. Когда выходили на старт Трансатлантики, это было в Плимуте, меня взяли на буксир. Свой подвесной двигатель я убрал, хотел ставить паруса – идти-то было десять минут! Только поставил паруса, как прекратился ветер, и я стартовал позже всех на 35 минут. Зато вскоре я уже мог рассмотреть во всей красе ближайшие яхты, а последнюю лодку видел только рано утром следующего дня. Тут, конечно, все писали, мол, я первый взял старт (смеется)…

– Какие были условия на Трансатлантике? Были ли какие-то приборы и как осуществлялась навигация?

– Для этой гонки было всего два ограничения – возраст не младше 18 лет и длина лодки от 6 до 9 метров. А вот на кругосветке условия были намного суровее: не было ни одного прибора, кроме эхолота для измерения глубины, были запрещены даже калькуляторы и электронные часы, нельзя было принимать стороннюю помощь и заходить в порты. Ориентировались по картам, секстану, хронометру и по солнцу, хотя это было не каждый день – иногда не удается использовать этот метод по неделе.

Свой «Гранд» Игорь Вольдемарович переделал для одиночного плавания

– Для яхтсмена лодка – это практически товарищ. Были ли у вас свои любимчики или каждая яхта по-своему дорога?

– Да, лодка – как живое существо. Вот эта яхта, «Гранд», у меня с 1982 года. Когда мы с ней через океан шли, там штормит, я паруса уменьшу, все настрою, а потом его похлопаю: «Давай, парень, я все сделал для тебя!» «Гранд» был белым, а для Атлантики я покрасил его в оранжевый. Во-первых, цвет понравился, а во-вторых, в океанских гонках или на палубе должно быть оранжевое пятно определенной площади или верх парусов должен быть оранжевым.

– Есть ли у вас есть какое-то любимое место для гонок?

– Мне всегда нравилось Онежское озеро. Я много гонялся в Ла-Манше и в Атлантике, но вот Онега – мой любимый водоем. Во-первых, там не надо возить воду с собой – из-за борта зачерпнул и попил. Во-вторых, она очень сложная по погодным вариантам – там скалы, бывает жаркое лето и холодная вода, поэтому дуют бризы. На них можно или здорово выиграть, или, наоборот, проиграть.

– Очень многими видами спорта желательно начинать заниматься в детстве. Парусный спорт относится к таким видам?

– Вообще парусным спортом можно начать заниматься в любом возрасте. Лучше, конечно, когда с детства, но, например, такой великий яхтсмен, как Фрэнсис Чичестер, который выиграл первую Трансатлантику в одиночку, до этого был летчиком и только в 55 лет начал ходить под парусом. Сейчас кругосветную гонку выиграл француз Жан-Люк ван ден Хед, ему 73 года! Вот так вот.

Есть крейсерский спорт, то есть многодневные гонки, которые не требуют большой физической силы. Если что-то делаешь с приложением больших усилий, значит, что-то делаешь не так. Важнее, чтобы голова варила, поэтому это и технический вид спорта, и интеллектуальный.

В этом году в регате приняло участие более 60 яхт

Паруса в России

– Можно ли сказать, что парусный спорт в России сейчас массовый? Насколько затратно им заниматься?

– Конечно, парусный спорт дорогой, потому что и сама яхта стоит денег, и уход за ней. Так называемые «дельные вещи»: блоки, скобы, лебедки, веревки – словом, все, что на палубе, стоит приличных денег.

Да и в России это не производится, все из-за рубежа. Например, есть веревки, которые стоят десять евро за метр, но зато выдерживают столько же, сколько стальной трос. Стоянки лодок тоже очень дорогие. В Москве или Ярославле еще ничего, а вот в Крыму они стоят как крыло от «Боинга», и поэтому, пока там не будет инфраструктуры и изменения пограничного режима, парусный спорт на полуостров не придет.

А насчет массовости – он именно такой и есть. Кстати, олимпийский раздел занимает далеко не первое место по рейтингу в парусном спорте – где-то в начале второго десятка, есть более крупные, более значимые гонки.

В России он сейчас начал снова возрождаться, но я помню, когда на Онеге проводился чемпионат СССР, одних наших четвертаков (яхта класса четвертьтонник. – Прим. ред.) на старте было 61 или 62 лодки, полутонников, таких как «Картер-30», – 50, всего 150 с чем-то лодок собралось, это если считать, что на лодке экипаж из четырех человек, 600 человек с лишним было. Не каждый чемпионат страны по легкой атлетике столько собирает, а сейчас наступили такие замечательные времена, когда ты можешь свободно вылететь за границу и, имея яхтенные права, взять в чартер лодку где угодно. Я в июне так ходил на Азорские острова.

С детским спортом я близко не знаком – возраст не позволяет, но в последние годы с радостью вижу, что открываются школы и стоят паруса, все это происходит благодаря нижегородцам – ветеранам парусного спорта. А еще появляются руководители, как вот нынешний сокольский, который поддерживает развитие парусного спорта.

– По сути, именно сейчас парусный спорт становится по-настоящему доступным, и дело только в получении прав и покупке яхты и такелажа.

– И в кармане (смеется). Да, многие руководители предприятий даже устраивают корпоративные регаты для своих работников. Например, в компании «Восток-Сервис» по производству спецодежды я три или четыре раза был шкипером одной из лодок. В общей сложности генеральный директор оплатил около 20 лодок, у меня был постоянный экипаж из восьми человек, на остальных лодках – примерно столько же. У меня в экипаже был директор по персоналу и главный финансист. Генеральный директор, в общем-то, понял, что это один из кратчайших путей узнать человека.

В рамках регаты проходил детский «Малый кубок Алексеева»

Волжское гостеприимство

– В нашу область вы в основном приезжаете на регату?

– Сейчас да, а раньше довольно часто ездил к ребятам в Нижний. Кроме того, моя мать, дедушка и бабушка родом из Нижнего Новгорода, так что я наполовину нижегородец.

На регату имени Алексеева я хожу с 1982 года, и прихожу не столько погоняться, а увидеть дорогих мне людей. У вас тут гостеприимно. Я как-то даже на закрытии сказал, что все это гостеприимство лучше всего охарактеризовал Леонид Паснов, программист и математик: он сказал, что здесь есть день приезда и три дня отъезда, потому что уехать можно было только на третий-четвертый день, пока все спят, а то возьмут за ворот и посадят за стол.

Анна ГРЕБЕННИКОВА

Фото автора

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 31 (288) 21.08.2019
На седьмом небе от скидок с ТРЦ 7 Небо
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512