Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Фантастическое Путешествие от ТРЦ Фантастика
Добрая воля
Старший товарищ

Старший товарищ

Помогать детям и подросткам в трудных жизненных ситуациях можно по-разному, многие фонды проводят сборы средств и вещей, волонтерские выезды, однако в фонде «Жизнь без границ» пошли дальше и решили, что у каждого подростка, попавшего в непростую ситуацию, должен быть наставник.

Мы поговорили с исполнительным директором фонда Анной Шакаровой и наставниками Дарьей Цыбиной и Александром Зайцевым об особенностях программы и ее отличии от волонтерства и опекунства.

Строгий отбор

Сейчас в программе «Академия наставничества» участвуют 44 пары. Все кандидаты в наставники проходят строгий отбор. Помимо стандартных документов об отсутствии судимости, приводов в полицию и проблем с алкоголем и наркотиками, будущим наставникам необходимо заполнить анкету на сайте, пройти обучение и собеседование с психологом. Большое внимание уделяется увлечениям: если у наставника и подопечного есть общие увлечения, значит будет больше возможностей найти общий язык. Рекомендации в этом случае дает психолог, который готовит и ребят, и взрослых.

– Часто люди приходят в программу на эмоциях, – говорит исполнительный директор фонда «Жизнь без границ» Анна Шакарова. – Конечно, они хотят помочь детям, но так как программа рассчитана на целый год, такие люди, скорее всего потеряют интерес к подопечному. Остается совсем мало – не более 10 процентов. Единых требований к наставникам пока нет, но их разработка – один из главных пунктов в повестке дня. Помимо подготовки наставников, мы готовим к сопровождению и детей. Вопрос об усыновлении, если ребенок из детского дома, здесь не стоит – в программе участвуют уже взрослые ребята от 14 лет, которые сами не хотят в приемную семью, но хотят преодолеть жизненные трудности и социализироваться. Есть гостевой вариант, когда подопечный живет какое-то время у наставника, но он встречается достаточно редко.

Александр помог своему подопечному найти себя в спорте

Даша и Даша

– Мою подопечную зовут тоже Даша, – рассказывает наставник Дарья Цыбина. – Ей пятнадцать лет. Изначально на обучение ходила моя коллега, но как-то меня попросили принять участие в одном из выездов фонда, и именно там мы встретились с Дашей. После выезда мы изредка переписывались, а потом Аня Шакарова предложила мне стать наставником Даши, а ей – выбрать меня, так как мы друг другу понравились. После этого я прошла обучение, и до сих пор мы постоянно на связи.

На первых порах мы с Дашей чаще всего занимались верховой ездой для себя. Дашу в детстве как-то сбросила лошадь. Сначала она боялась, поэтому мы учились снова им доверять, общаться с ними, и в итоге девочка быстро вспомнила старые навыки. Еще мы ходили в музеи, посещали Арсенал и галерею Futuro, я показала Даше Рождественскую улицу – она не знала, что у нас такая есть, осталось только сходить в театр вместе! В мероприятиях фонда мы тоже участвовали вместе, несколько раз ходили на тренировки, сейчас в основном гуляем, едим или фотографируемся вместе.

Дарья с Дашей вместе семь месяцев в качестве наставника и подопечного, и самой главной победой наставница видит более позитивный взгляд на жизнь у своей подопечной – у нее появился интерес к изучению профессий и к чтению.

– Если я преодолевала подростковый пессимизм одна, то Даше я могу с этим помочь. Когда программа закончится, мы и дальше будем продолжать такое общение – это как школьные друзья, которые с тобой после выпуска.

Фонд регулярно проводит общие выезды

Противоположности притягиваются

– В программу я пришел больше из интереса, – делится другой наставник, Александр. – При первой встрече с Артемом (имя изменено. – Прим. ред.) мы посетили беговую тренировку, обычно на встречах мы просто гуляем и разговариваем. Я помог ему подобрать тренера по боксу – сам не занимаюсь, а вот Артем заинтересовался. Мы нашли общий язык не из-за похожести, а скорее из-за того, что в подростковом возрасте я был его полной противоположностью – Артем хулиганистый, а я был тихим, да и интересы у нас совпадают только в спорте. За те три месяца, что мы в программе, Артем стал больше рассказывать, открываться, и это главный успех.

Школьных педагогов наставниками не делают – общение должно быть всегда доверительным и товарищеским, а школьные правила загоняют пару в рамки деловых отношений. Это оттолкнет ребенка, если он захочет поделиться своими переживаниями в школе, или вызовет агрессию у других детей. Учителя контактируют скорее с наставником – могут подсказать, с какими предметами не справляется подопечный, обижают ли его.

Начиная заниматься наставничеством, взрослые не только помогают другим и реализуют свои потребности в общении, но и узнают что-то новое о себе, своем подростковом периоде и эмоциях.

Анна ГРЕБЕННИКОВА

Фото предоставлены фондом «Жизнь без границ»

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 34 (291) 11.09.2019
Хохлома поездка в Семенов
Читай
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512