Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
ЖК Новая Кузнечиха - новые дома с отделкой комфорт-класса в продаже!
Культура
Добрый тиран Константин Райкин

Добрый тиран Константин Райкин

В начале наступившей недели в Нижнем Новгороде состоялись гастроли московского театра «Сатирикон», дважды показавшего свою недавнюю премьеру – спектакль «Дон Жуан». Раньше творческой группы в наш город приехал руководитель театра Константин Райкин, который накануне выступления рассказал о том, что волнует его сегодня и чем интересна эта постановка.

Константин Аркадьевич не раз прежде бывал в Нижнем Новгороде на гастролях, с сольными концертными программами, и на встрече вспоминал и с благодарностью говорил о Нижегородском театральном училище, с выпускниками и учащимися которого он много работал и общался. Бывало и так, что кого-то из них он переманивал от нас на свой курс – даже в московских театральных вузах часто бывает недобор мальчиков. Обучает он студентов под себя и для своего театра, но не каждый из них потом может выдержать это аскетичное служение одной лишь высокой цели, отказавшись от соблазнов съемок в сериалах. Свой стиль руководства он в шутку назвал «добрый тиран».

По его словам, публика в провинции ничуть не хуже столичной, но подчас даже лучше воспринимает спектакли. При этом артист подчеркнул, что всегда может понять по реакции зала, есть ли в этом городе свой местный театр или нет. В «Сатириконе» последние несколько лет идет капитальный ремонт, поэтому театр постоянно работает на арендных площадках, и эти гастроли смогли состояться благодаря такому (удачному для нижегородцев) стечению обстоятельств, когда не в записи, а живьем можно увидеть настоящее театральное искусство и качественные постановки.

Их спектакль необычен по оформлению – в центре сцены установлена огромная вращающаяся конструкция башни. А все действие разворачивается на опоясывающей ее винтовой лестнице. Об этой необычной постановке Константин Райкин рассказал в деталях:

– Режиссер спектакля Егор Перегудов – лингвист-переводчик по первой профессии и знает несколько языков. Он насытил тексты Мольера еще несколькими «Дон Жуанами» других авторов, и когда мы репетировали, то использовали и их. Надо понимать, что сам Мольер, когда писал, относился к словам довольно-таки свободно – там было много импровизаций. Вообще пьеса была написана им тогда, когда у его театра были проблемы с посещаемостью. А в то время во Франции гастролировала итальянская труппа, которая имела колоссальный успех со своим «Дон Жуаном». Разные национальности и до него по-своему интерпретировали этот сюжет. Тогда и возникло решение сделать свою версию. Часто гениальный Мольер, которого считают вторым после Шекспира великим драматургом, писал стихами свои произведения. Но это – он написал прозой, потому что так быстрее, чтобы составить конкуренцию итальянцам. Получилась совершенно гениальная пьеса, предполагающая разные изменения, что он сам и делал, импровизируя. И потом, для его времени – это были абсолютно современные тексты. Почему и возникали у него настолько острые отношения с властью, а похоронили Мольера вообще за пределами кладбища. Он вызывал дикое раздражение остротой своих вопросов. Зачем же нам сегодня делать «историю про старинную жизнь»? В театре зрителю всегда интересно смотреть про себя. Классика для меня замечательна тем, что ее нужно так суметь правильно повернуть, чтобы он узнал в ней свою историю и жизнь. Поэтому не надо так ритуально относиться к его тексту – это не надругательство над чем-то святым. Мы – серьезный театр, «надругательствами» не занимаемся и дешевку не делаем. Играя на разных площадках, всегда стараемся, чтобы спектакль шел не хуже, чем на родной сцене, – очень придирчивы, выставляем много требований и из-за этого бываем неудобными.

Мэтр рассказал, как прогуливаясь утром по дождливому городу, неожиданно и приятно было увидеть статую Евгения Евстигнеева перед театром драмы. Он был его коллегой в «Современнике» и партнером по сцене. Сто спектаклей «На дне» Константин Аркадьевич лежал в его ногах в массовке и подавал реквизит – в то время как начинающий артист. Евгений Александрович в той постановке гениально играл Сатина.

Ольга ПЛАКСУНОВА

Фото Андрея АБРАМОВА

 

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512