Патриоты Нижнего
Мы любим свой город!
facebookokvkrss
Подарки октября в ТЦ Республика
Большой разговор
Владимир Седов:  «Мои картины не запали в душу зрителям, но я не переживаю из-за этого»

Владимир Седов: «Мои картины не запали в душу зрителям, но я не переживаю из-за этого»

Имя Владимира Седова известно не только нижегородцам, но и людям, никогда не бывавшим в нашем городе. В его ресторанах когда-то обедали голливудские звёзды и даже сама Маргарет Тэтчер, он становился лауреатом премии «Оскар» и выпустил более десяти книг со своими рассказами, повестями и пьесами. С Владимиром Седовым, председателем Нижегородского областного отделения общероссийской общественной организации «Союз кинематографистов РФ», «Патриоты Нижнего» поговорили о современном отечественном кинематографе, о его дружбе с Никитой Михалковым и о том, как пройдёт Год кино в Нижнем Новгороде.

Дружба с Михалковым и первая роль в кино

– Владимир Иванович, с чего началась ваша история в кино?

– Ещё ребёнком я полюбил кинематограф, дети всегда воспринимают его как дверь в сказку. Радости тогда у нас было мало, и одним из развлечений был как раз поход в кино. Ну а профессионально я начал заниматься им в 1991 году, когда в Нижний приехал Никита Михалков на встречу со зрителями, которые обычно проходили в филармонии. Меня с ним познакомили Ольга Томина и Георгий Молокин, наши общие друзья. Никита Сергеевич отобедал в одном из моих ресторанов, и мы начали заниматься общим делом – созданием кино.

В 1995 году фильм «Утомлённые солнцем» стал лауреатом премии «Оскар»

– В Михалкове сразу увидели родную душу?

– Да, как-то сразу у нас всё склеилось. Он мне понравился. Нашему знакомству уже 25 лет, он крёстный моих детей. У него есть принципы, от которых он никогда не отходит, и в жизни он довольно простой человек, каким бы сложным ни казался на экране. Вы знаете, какой эпизод поразил меня больше всего? В 90-е годы в Нижний Новгород из столицы приезжало очень много делегаций с известными людьми. У меня было семь ресторанов, и, конечно, москвичи, поев и попив там, начинали меня приглашать в гости. Однако сколько я ни бывал в Москве, сколько ни звонил им – у всех какие-то дела находились. Никита Сергеевич также сказал: «Будешь в Москве – звони». Когда я там оказался, я набрал его номер, только чтобы убедиться, что москвичи – это особая порода. А он спрашивает: «Ты где?» Я: «В Тушино». Он: «Давай адрес, никуда не уезжай, я сейчас приеду». Для меня это был неожиданный поворот. Через полчаса он приехал на своём старом зелёном «мерседесе», забрал меня, и мы поехали обедать.

Владимир Седов на съёмках фильма «Солнечный удар»

– Почему вы решили попробовать себя именно в роли продюсера?

– Любой творческий человек, носящий в себе какую-то идею, чувствует себя некомфортно, если она не реализуется. Так и Никита Сергеевич грезил идеей «Утомлённых солнцем», но реализовать её из-за финансовых трудностей не мог: он тогда был в достаточно сложной жизненной ситуации. А у меня была фирма «Русский клуб», достаточно мощная, сильная, богатая. И я стал продюсировать его известную картину, которая тогда имела рабочее название «Эффект шаровой молнии». Михалков, кстати, как человек порядочный, о нашей встрече пишет в своей книге «Территория моей любви». Затем мы вместе с ним сняли картину «Сибирский цирюльник», и пошло-поехало. С 1995 по 2005 год мы провели десять Московских кинофестивалей в Нижнем Новгороде. К нам приезжали режиссёр Стивен Спилберг, актёры Ричард Гир и Билли Зейн и другие. Покойный губернатор Борис Немцов не верил в их приезд, но, когда их увидел, открыл рот от удивления. Конечно, тогда такого масштаба никто не ожидал.

– Насколько я знаю, вы и сами выступали в роли режиссёра…

– Да, я сам снял три фильма, но они не стали шедеврами. Понятно, чтобы снять кино, которое попадёт человеку в сердце, нужна либо искра божья, люди, случай. Мои картины не запали в душу зрителям, но я не переживаю из-за этого.

По красной ковровой дорожке

– Приходилось ли вам самому сниматься в фильмах?

– Михалков меня долгое время звал на эпизодическую роль. Помню, в «Сибирском цирюльнике» предлагал мне роль дяди императора, но я от неё отказался. А вот в последнем фильме Никиты Сергеевича, «Солнечный удар» по Бунину, я всё-таки снялся. Он мне прислал текст, и я согласился. Мне понравился мой герой – пассажир, плывущий на пароходе, буржуа начала века. Он ведёт философский диалог со студентом. Съёмки проходили в Швейцарии на Женевском озере, потому что судов-колёсников у нас уже настоящих не было, их все сожгли. А там остались два отреставрированных парохода выпуска 1910 года. Изначально планировалось, что съёмки займут три дня. Однако потом оказалось, что их решили продлить, переделав роль, костюм и в общем сцену. В итоге этот кусок из фильма, который шёл в прокате, вырезали, а я остался только в одном эпизоде. Но в телевизионной версии, четырёхсерийке, он будет.

Министр культуры Нижегородской области Сергей Горин и экс-министр культуры Владимир Седов

– Вы, наверное, бывали на многих кинофестивалях?

– Практически на всех! Каннском, «Оскар» в Лос-Анджелесе, Берлинском, Венецианском, Болливудском, ну и на многих российских.

– Красная дорожка, дамы в красивых платьях, элегантные мужчины... Нравилось находиться в таком обществе?

– Да, но, к сожалению, часто на таких мероприятиях приходилось разочаровываться. Например, в Америке, когда я увидел вблизи Сильвестра Сталлоне, он оказался ростом ниже меня сантиметров на десять! Ну а женщины Голливуда не такие уж и красавицы, как показаны в кино. На «Оскаре» меня курировала актриса Наталья Андрейченко, мы с ней ездили на различные приёмы, встречи – там я и знакомился с мировыми звёздами.

– А кто из звёзд мирового масштаба на вас произвёл самое приятное впечатление?

– Из американских артистов практически никто. Если только Стивен Сигал. Он тогда худой был, длинный. Он с Никитой тогда подружился, да и с нами, компанейский парень такой оказался, отчаянный. А из женщин запомнилась актриса, с которой я познакомился в Париже, – Анни Жирардо, она тогда уже в возрасте была: показалась мне умной, хорошей женщиной.

Кинолекторий, фестиваль и выставка

– Владимир Иванович, какие мероприятия, посвящённые Году кино, будут проводиться в Нижнем Новгороде?

– Под эгидой Российского союза кинематографистов продолжит работу кинолекторий Георгия Молокина. Девятого июня в Нижегородском государственном выставочном комплексе откроется выставка, которая расскажет об истории кино, кинопроизводстве в Нижнем Новгороде и премии «Оскар». 21 августа стартует недельный марафон «КиННочь». Также будет проведён очередной детский кинофестиваль «Филин», который мы поддерживаем. И это только основные мероприятия.

Владимир Седов на отдыхе с семьёй

– В последнее время наш город является центром притяжения для столичных режиссёров: здесь снимают и сериалы, и полнометражное художественное кино. Когда Нижний Новгород стал привлекательным для киносъёмок и с чем это связано?

– Года два-три назад. Связано это, во-первых, с тем, что Нижний Новгород – это старинный город, где можно снимать исторические вещи достаточно быстро и хорошо. И во-вторых, с тем, что он находится недалеко от Москвы, ездить сюда удобно, это не занимает много времени. Да и снимать здесь у нас дешевле в два-три раза.

– А вообще много в Нижнем людей, увлекающихся кино?

– Людей-то много, но сейчас беда в другом. В связи с электронным бумом люди мало читают. Они приходят и начинают утверждать мне, что они гении. Показывают сценарий, начинаешь его разбирать, и оказывается, что это чистой воды плагиат: такое снимали, причём уже не раз. Когда их спрашиваешь, какие книги они читают, они не могут ответить. А некоторые говорят, что не делают это даже принципиально.

– Следите за актёрами, выходцами из Нижнего Новгорода?

– Сложно сказать, что слежу. Масса людей приходит к нам в Союз кинематографистов и просит помощи: это и актёры, и сценаристы, и режиссёры. Как правило, ребята уезжают в Москву и там растворяются. Единицы добиваются какого-то успеха. Особенно девушки.

Наш кинематограф «прокатывают»

– Одни говорят об упадке отечественного кинематографа, другие – о его возрождении. Как считаете вы, каково сейчас его положение? Какая главная проблема российского кинематографа?

– У нас очень много талантливых режиссёров, сценаристов, актёров. Главная наша проблема – это прокат. Он монополизирован американскими кинокомпаниями, туда не пускают ни наши фильмы, ни европейские, ни азиатские, ни индийские, ни китайские, ни японские, ни фильмы Латинской Америки. Люди смотрят сплошь одни американские блокбастеры. Не так давно выступал министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский, утверждая, что решить эту проблему невозможно. Союз кинематографистов считает иначе. Я консультировался по этому вопросу, и сейчас мы готовим письмо в Антимонопольный комитет, чтобы покончить с этим безобразием. Я думаю, это лобби. Через Думу за деньги лоббируются американские интересы и при этом не учитываются интересы России. Я считаю, что всё должно быть пропорционально.

– Существует ли такое понятие, как отечественный кинематограф? В чём его специфика?

– Конечно! Дело в том, что в Голливуде вся актёрская игра, да и не только, воспитывается на учебниках Михаила Чехова, племянника Антона Павловича Чехова. А фильмы Михалкова «Утомлённые солнцем», «Утомлённые солнцем. Цитадель» раскуплены всеми киношколами как образцы. Они сделаны настолько профессионально, что учат всех от гримёров до режиссёров. А специфика нашего кинематографа в том, что любой сценарий и фильм говорят об общечеловеческих ценностях.

– Какие из последних фильмов вам показались лучшими?

– Мне импонируют фильмы режиссёров Жоры Крыжовникова и Анны Меликян. Моя дочь ездила на «Золотой орёл» в этом году, до вручения подошла к Анне и поздравила её, сказав, что её картина «Про любовь» наверняка победит. Причём Анна отреагировала на такие слова с удивлением. Так и получилось – она взяла главного «Орла». Да, фильм своеобразный, но тем не менее мне он нравится. Сейчас в кино работает очень много менеджеров, которые, увидев, что какое-то кино оказалось успешным, запускают ещё несколько подобных проектов. У зрителя взгляд на все эти фильмы замыливается. Когда-то так поднадоели бандитские и полубандитские сериалы и блокбастеры, сейчас популярны ленты о 1950–1960-х годах, но их опять-таки показывают подряд. А вот Крыжовников и Меликян снимают совершенно особые и лёгкие фильмы – как раз то, чего сейчас не хватает людям.

– Владимир Иванович, ну и заключительный вопрос вам как экс-министру культуры Нижегородской области. К сожалению, не всё сейчас в этой сфере гладко. В Нижнем Новгороде планируют объединить городские муниципальные музеи Добролюбова, Сахарова и Горького и оптимизировать сотрудников, театр «Вера» и театр оперы и балета имени Пушкина уже несколько лет ждут реконструкции своих зданий… По вашему мнению, с чем подобные вещи могут быть связаны?

– Думаю, это положения чисто материального толка. Из-за того, что бюджетное финансирование сейчас небольшое, власть идёт на подобные меры, сокращая руководящий состав. Конечно, это неправильно, но она старается искать оптимальные пути финансирования. Что касается театров «Вера» и оперы и балета имени Пушкина, то руководству нужно быть более настойчивыми в этих вопросах, потому что их положение сейчас и правда бедственное.

Анастасия ЖУКОВА

Для того чтобы комментировать статьи зарегистрируйтесь или войдите на сайт.

Свежий номер
№ 37 (294)
Коммерсант FM Нижний Новгород
Сетевое издание «Патриоты Нижнего» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор): Свидетельство Эл № ФС77-61127 от 19.03.2015 г.
Информационно-рекламное издание. 16+
Телефон: (831) 202-25-49
Email: nnpatriot@gmail.com
Адрес: 603006, Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф. 401, 404
Учредитель: ООО «Р и М»
Адрес: 603006, г. Нижний Новгород,
ул. М. Горького, д. 117, оф.1512